Капитан «Зенита»-2 поделился впечатлениями от выступления в ПФЛ, вспомнил матч первого круга с «Торпедо-Владимир» и признался, как готовится к предстоящим играм.
Матч-меню
— Весной вы рассказывали, что после дебюта в главной команде в вашей жизни ничего не изменилось. Как обстоят дела сейчас?
— По-прежнему нет никаких особых изменений. Так же работаю, выкладываюсь на каждой тренировке. Можно сказать, что всё по-старому.
— Как в условиях рутины сохранять стимулы для дальнейшего роста?
— Я бы не стал называть происходящее рутиной. Мне очень нравится играть в футбол. Получаю удовольствие не только от матчей, но и от тренировок. А мотивация — стать игроком более высокого уровня. Этой цели подчинено всё, что я делаю.
— Есть ли какие-то критерии, по которым можно определить, произошел ли рост мастерства за два-три месяца?
— Это слишком короткий период. Наверное, правильнее брать более продолжительные отрезки. Если сравнивать себя сегодняшнего и того, каким был год-два назад, станет понятно, что прибавил абсолютно во всем. Наверное, потому, что постоянно пытаюсь совершенствовать свою игру, технические навыки. Изменяется и понимание игры, порой удается предвидеть ее развитие на несколько ходов вперед. Просматриваю матчи, в которых участвую, замечаю, что прогресс есть. И ошибки, конечно же, анализирую.
— Анализируете самостоятельно? Или на семейном совете?
— В основном сам. Хотя, конечно, родители что-то подсказывают. Они сильно переживают за меня и обязательно укажут на ошибки, которые заметят.
— Младший брат еще не дает советы?
— Ха-ха! Пока я ему подсказываю, стараюсь помочь на основании собственного опыта. Он только комментирует произошедшее. Мол, хорошо играли. Или может сказать: «Эх вы! Как же так?»
— В начале сезона у вас наверняка было какое-то представление о ПФЛ. Ожидания оправдались?
— Казалось, что будет больше жесткой борьбы за мяч. Не скажу, что это меня пугало: я никогда не боялся единоборств. Однако на деле оказалось несколько иначе. В западной зоне довольно много команд, которые стремятся играть в комбинационный футбол. Не буду кого-то выделять, уровень практически у всех весьма высокий. Может быть, это связано с тем, что ПФЛ за несколько последних сезонов значительно помолодела. А молодым футболистам важно показать себя, а не просто биться за очки.
— В июле и августе вы ездили с главной командой, а за «Зенит»-2 играли, если получится. Осенью ситуация изменилась: вы постоянно в составе фарм-клуба. С чем это связано?
— Это решение тренерского штаба главной команды. Не вижу в этом ничего плохого для себя. Продолжаю работать на максимуме возможностей. Для меня главное — играть, получать практику.
— В сентябре вы более получаса сыграли за главную команду в кубковой встрече с «Енисеем». Вышли на поле при счете 1:1. Каковы впечатления?
— Матч в Красноярске было необходимо выигрывать. Меня выпустили для усиления игры в центре поля. Очень хотелось оправдать доверие тренеров. В результате получилось победить. Это, конечно же, заслуга всей команды.
— Эмоции в раздевалке после победы в кубковом матче отличаются от того, что происходит после выигрыша в чемпионате?
— Такие же положительные эмоции. Победа есть победа. Мы выходим на поле, чтобы выигрывать. Так что все были очень рады.
— Вас полгода вызывали в молодежную сборную России, но, как только начался отборочный турнир, вы оказались вне состава.
— В тот период, когда меня вызывали, я был в главной команде «Зенита». Теперь я в ПФЛ, и тренеров сборной можно понять. Они меня не видят, а другие ребята выходят на поле в Премьер-Лиге или в ФНЛ. На моей позиции выбор был сделан в пользу Наиля Умярова. Считаю это решение логичным. Работаем дальше.
— В ПФЛ вы в нескольких матчах играли в центре обороны. И это была агрессивно атакующая схема, вы постоянно подключались к атакам.
— Буду играть там, куда поставит тренер. Это не обсуждается. Но и в центре защиты я играл так, как привык. Да, тренеры призывали действовать агрессивнее, однако и мне самому так больше нравится.
— Два гола вы забили в этом сезоне. И оба ударами со средней дистанции после атак через центр. Похоже на наигранные взаимодействия.
— Да, да. Такие комбинации отрабатываем на тренировках. Так что в игре это делается почти машинально. Эти два гола — заслуга тренеров. Подобные атаки наряду с фланговыми эффективны при насыщенной обороне.
— В матче с «Казанкой» был и третий гол, который по непонятной причине судьи не засчитали.
— Наверное, он получился самым красивым: удалось попасть в дальнюю девятку. Арбитр решил, что отдававший мне передачу Дима Сергеев подыграл себе рукой. Однако видеоповтор подтверждает, что скидка делалась грудью. Чистый гол был.
— Выступление в ПФЛ — возможность побывать в городах, где ранее не был. Удается на выезде увидеть достопримечательности?
— Очень редко. В зависимости от того, как построено расписание, когда начало матча. Основная цель наших поездок — игра, и этому всё подчинено. В день матча завтрак свободный, по желанию. До обеда обычно все находятся в номерах: лежат, аккумулируют энергию. После, если есть время, организуется непродолжительная прогулка. Потом отправляемся на стадион.
— Вы перед игрой постоянно думаете о матче? Или, наоборот, до поры отвлекаетесь от предстоящего?
— Главное — подойти к игре уверенным и спокойным. Я предпочитаю отвлечься.
— Если вспомнить матч первого круга во Владимире, то поражение от торпедовцев не выглядело логичным.
— Да... Странная игра получилась. Мы провели весь первый тайм на половине поля «Торпедо»: забили гол, создали еще несколько опасных моментов, которые не реализовали.
— Ваш гол опять не засчитали...
— Не засчитали, но в том моменте решение судьи было правильным. Должны были дожимать соперника, однако перед уходом на перерыв невнимательно сыграли при подаче штрафного. А потом расхлябанно начали второй тайм. Два гола, по существу, за две минуты. Потом пытались взломать оборону хозяев поля — не удалось. Уступили из-за двух собственных ошибок. С подобной невнимательностью надо бороться в ходе тренировок. В Долгопрудном снова пропустили нелепый гол сразу после перерыва.
Комплекс начала второго тайма остается.
— Вспоминает ли команда об этом перед возвращением на поле?
— Тренеры нам об этом постоянно напоминают, сами друг друга подбадриваем: «Внимательно! Внимательно!» Но всё равно неприятности в начале второго тайма происходят. Мне сложно объяснить происходящее.
— Владимирские торпедовцы довольно часто забивают после розыгрыша штрафных и угловых. Что делать?
— Надо внимательно действовать при стандартах. Рецепт довольно простой.
— Жажда реванша поможет в субботу?
— Поможет, конечно. Кроме того, до зимней паузы осталось сыграть три важных матча. Во всех необходимо побеждать. Мы очень хотим уйти на перерыв лидерами.
— На учебу время остается?
— Часто время тренировок совпадает с занятиями в университете, но стараюсь чаще там бывать: разговариваю с преподавателями, беру задания. При желании всё можно успеть.