24 июля 2019 года в Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга началась работа круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства».
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в мероприятии принимают участие монашествующие епархий, расположенных на территории Северо-Западного федерального округа, а также члены коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству.
Организаторами круглого стола выступили Синодальный отдел по монастырям и монашеству, комиссия Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества, Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга.
Перед началом работы форума в Воскресенском соборе Новодевичьего монастыря была совершена Божественная литургия, которую возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.
В президиуме собрания присутствовали: епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, наместник Данилова ставропигиального монастыря г. Москвы епископ Солнечногорский Алексий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан, руководитель отдела по монастырям и монашеству Архангельской епархии игумен Варлаам (Дульский), настоятельница Воскресенского Новодевичьего женского монастыря Санкт-Петербурга, секретарь комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества игумения София (Силина), настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга игумения Домника (Коробейникова).
Вступительное слово митрополита Варсонофия огласил епископ Петергофский Силуан. В своем обращении к монашествующим глава Санкт-Петербургской митрополии напомнил о значении молитвы для избравших иноческий путь, отметив, что церковная и келейная молитва, а также возлагаемые на каждого насельника монастыря послушания должны быть распределены таким образом, чтобы сил и времени хватало на обе необходимые составляющие монашеского подвига. Молитвенное правило инока является литургическим продолжением церковной службы, но оно должно соответствовать духовному устроению человека и усиливаться по мере возрастания его как монаха. В завершение архиерей пожелал участникам круглого стола плодотворной работы.
Затем епископ Петергофский Силуан представил доклад «Богослужения суточного круга как основной «средообразующий» фактор монастырской жизни». Владыка напомнил историю установления правила о совершении монашеских молитв, восходящую к уставу преподобного Пахомия Великого (IV в.). Жизнь монашествующих уже тогда всецело регламентировалась и упорядочивалась, в первую очередь, богослужениями суточного круга, притом, что примерно в то же время возникло и обязательное келейное правило. «Постепенное формирование чинопоследований богослужений суточного круга находило все более яркое и подробное отображение в монастырских уставах», — отметил докладчик. Участие в богослужениях оказывалось тесно связанным с определенным послушанием монахов: например, по уставу преподобного Феодора Студита, в стихословиях Псалтири на службе не участвовали те, кому еще надлежало изучить эту священную книгу. Характерно, что для древнерусских монашеских общежитийных монастырей обязательное участие монашествующих в богослужениях суточного круга являлось настолько само собой разумеющимся, что даже не было необходимости специально отражать это в уставе. В XIX же столетии выполнение трудовых, хозяйственных послушаний уже позволяет братии, по благословению, пропускать часть служб. «Участие в богослужении дисциплинирует и укрепляет монашеское братство, гармоничное распределение времени между послушанием и молитвой за богослужениями суточного круга уберегает жизнь инока от опасных крайностей», — подытожил свое выступление владыка Силуан.
Тему значения богослужения в развитии и благоустройстве жизни монашеских общин продолжил митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил в докладе «О внутреннем приготовлении к богослужению». Доклад владыки был прочитан игуменом Варлаамом (Дульским), руководителем отдела по монастырям и монашеству Архангельской епархии.
Владыка Даниил привлек внимание участников круглого стола к двум основным группам проблем, связанных с приготовлением священномонашествующего к богослужению. Первая проблема — «слишком будничное, автоматическое отправление богослужений». Монастырские богослужения должны служить для всех образцом. Для того чтобы этого достичь, братия монастырей, проходящих становление, должна иметь возможность посещать другие обители, где существует традиция, и участвовать в образцовых службах, где на деле «происходит одухотворение богослужения христианским духом». «Служба должна быть «внутренне согретой» — это дает возможность братии почувствовать свое единение во Христе», — особо подчеркнул владыка. Благодаря усилиям, которые прилагает Синодальный отдел по монастырям и монашеству, ситуация замкнутости монастырей начинает постепенно меняться. Но не имея подобного живого общения, в монастырях практически не знают, чем живет православное иночество и в мире, и даже в других епархиях. Очень важно, чтобы архиереи, игумены и игумении приглашали в обители людей со значительным духовным опытом, которые в беседах с насельниками могли бы «возгревать тепло и желание участия в службе», отметил митрополит Даниил.
Вторая проблема — внутренние неустройства, препятствующие монаху отнестись к совершению службы как к центральному делу своей жизни. Владыка назвал среди них пренебрежение психологической совместимостью при установлении богослужебной чреды и назначении сослужащих; невнимание к физическому состоянию клирика, порой перегруженного тяжелыми послушаниями в дни совершения служб и не имеющего возможности внутренне подготовиться. Сама же подготовка должна обязательно включать в себя погружение в духовный смысл происходящего, а также грамотно поставленную исповедь, так как не секрет, что многие монашествующие в священном сане годами не исповедуются. С этим связано и формирование в монашеской общине обстановки доверия друг к другу. Последнее, на чем остановился владыка Даниил, — важность для неслужащей братии по возможности часто причащаться за Литургиями ежедневного круга.
Настоятель Косьминской пустыни Серовской епархии игумен Петр (Мажетов) свое выступление «О воспитании литургической культуры или о возрастании в познании Литургии как Таинства Царства» посвятил размышлению о том, что Литургия — это явление Христа. Молящиеся входят в общение с Ним и являются не зрителями, а участниками Таинства. Для иноков Литургия — это молитвенное раскрытие Таинства. Келейно монах приносит себя в жертву Христу, чтобы постичь сердцем Жертву, которую принес Спаситель за человека.
Отец Петр обратил внимание собравшихся на аспекты, касающиеся жертвоприношения иноков, которые созвучны Заповедям Блаженства. Своим монастырским служением — послушанием, отсечением воли — монах в течение дня по сути уготавливает себе право келейно принести себя в жертву Христу (блаженны нищие духом… плачущие и кроткие). Но мало иметь право, надо еще и возжелать быть принесенным в жертву (блаженны алчущие и жаждущие правды). Однако человек почти всегда чем-то пресыщен — радостями монастырской жизни или работой — и редко бывает голоден сердцем, но именно поэтому у него нет сил на молитву. По мысли отца Петра, для инока очень важно оставлять сердце алчущим Богообщения, не позволять ему пресытиться заботами и радостями дня. Ведь если человек не испытывает жажды, у него не появляется способности напрягаться ради внимательной молитвы или поклонов. Желание порождает способность, и нужно быть способным жаждать Божественной правды, желать Самого Христа в молитве.
Следующий аспект, рассмотренный докладчиком, связан с пониманием того, что такое жертва в молитве. У святых отцов много сказано о внимательной молитве. Способность молиться без помыслов, мечтаний и фантазий помогает человеку почувствовать, что он помилован после прошения «Господи, помилуй». Помыслы отходят, и сердце переживает состояние блаженства — блаженны чистые сердцем.
Еще один важный момент постижения взаимопроникновения Жертвы Христа на Литургии и жертвоприношения монаха — это решимость. Каждому из монашествующих в свое время Господь задал вопрос: «Чашу, которую Я пью, будешь пить?» — и тот, кто стал иноком, ответил на него утвердительно. Эта решимость неизбежно возводит человека на вершину Заповедей Блаженства, и он начинает понимать, что означает блаженны миротворцы, постигая мир внутри и вокруг себя. А пережив чувство близости с Богом, испытывает внутреннюю готовность быть изгнанным за правду или пройти через поношения от ближних.
Все это позволяет иноку раскрыть для себя Таинство Евхаристии, но часто он не может ответить Христу взаимностью, потому что его сердце холодно, а ум рассеян. Не может так признаться в любви Богу, как Бог признается в любви человеку. Христос ждет человека каждый день, но человек приходит к Нему раз в неделю и зачастую лишь для того, чтобы о чем-то попросить.
Подводя итог сказанному, игумен Косьминской пустыни подчернул главную мысль — монашествующие должны жить по-другому. По мнению докладчика, иноки — ближайшие родственники Христа, и если создать в монастыре подобающие условия жизни, душа каждого насельника в свое время сможет исполнить Заповеди Блаженства и насладиться Богообщением. Именно этому должны способствовать монастырская жизнь, келейное правило и Божественная литургия.
После выступлений участники круглого стола задавали вопросы докладчикам.
Во второй половине дня обсуждение вопросов монастырской жизни продолжилось в формате дискуссии на тему «Особенности монастырского богослужения: практические аспекты».
В президиуме присутствовали епископ Солнечногорский Алексий, начальник Смоленского скита Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Давид (Легейда), настоятель Санкт-Петербургского подворья Соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Феодорит (Саржинский), настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря игумения Антония (Минина), настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря игумения Евдокия (Левшук).
В своих сообщениях выступавшие рассмотрели вопросы, касающиеся современной практики совершения суточного богослужебного круга и Литургии, особых богослужебных чинов и их места в жизни монастырей, рассказали об особенностях уставов своих обителей и тех традициях, которые были восприняты монастырями, где сегодня подвизаются участники круглого стола.
В ходе дискуссии собравшиеся поделились положительным опытом формирования монашеских общин и высказали ряд предложений, касающихся развития современной монастырской жизни.
По окончании собрания епископ Алексий возглавил литию на могиле основателя Свято-Владимирской школы, обер-прокурора Святейшего Синода (1880—1905 гг.) К.П. Победоносцева.
В первый день форума его участники также совершили паломническую поездку в Свято-Троицкую Сергиеву Приморскую мужскую пустынь, широко известную тем, что на протяжении двадцати четырех лет ее настоятелем был святитель Игнатий (Брянчанинов). Насельник обители иеромонах Филарет (Коноплев) провел экскурсию по территории монастыря и познакомил паломников с его историей. Затем они посетили Троицкий собор — первую базилику в России, построенную преемником святителя Игнатия архимандритом Игнатием (Малышевым; † 29 мая 1897 г.). Участников круглого стола принял настоятель монастыря архимандрит Николай (Парамонов).
25 июля круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» продолжил работу.
Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru