Члены ОП РФ предложили меры по преодолению неравенства

Среда для жизни: обеспечить равное качество экологии, жилья и городской среды

«Среда для жизни: как обеспечить равное качество экологии, жилья и городской среды» — так называлась дискуссия, которая состоялась в рамках международной конференции «От неравенства к справедливости: мировой опыт и решения для России».

Модератор заседания председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов рассказал о негативных тенденциях процесса урбанизации, которые приводят к неравенству по ряду направлений.
 
По его словам, 75 процентов ВВП России сосредоточено в 27 из 85 регионов России: «Если мы посмотрим внутрь регионов, то поймем, что география экономического роста крайне ограниченна и происходят значительные демографические изменения, которые влияют на все: на инфраструктуру, на содержание социального капитала. И нам преодолеть растущее неравенство все сложнее». 
 

Среда для жизни: обеспечить равное качество экологии, жилья и городской среды

Андрей Максимов обратил внимание на необходимость развития партиципаторной демократии, инициативного бюджетирования. По мнению участников конференции, это позволит определить приоритеты экономического, инфраструктурного и социального развития той или иной территории, что положительно скажется на сокращении разрыва в качестве жизни населения. 
 
Развитие транспортной инфраструктуры и внедрение широкополосного интернета, особенно в труднодоступных, депрессивных населенных пунктах, а также приоритетное осуществление мероприятий по вовлечению жителей удаленных территорий в цифровую экономику (посредством переобучения, развития самозанятости) позволят их жителям реализовать свое право на доступ к качественному образованию, охрану здоровья, услуги связи, право на высокооплачиваемую профессиональную деятельность. 
 

Среда для жизни: обеспечить равное качество экологии, жилья и городской среды

Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Светлана Разворотнева рассказала о мерах преодоления неравенства в обеспеченности граждан жильем.
 
«В Российской Федерации мы наблюдаем примеры, когда регион за счет комплексного подхода к развитию жилищного строительства, к развитию городской среды является лидером в удержании населения и увеличения населения. Это в том числе Белгородская область. Никто не станет отрицать, что наличие комфортного жилья является одной из важнейших составляющих качества жизни, и разница в жилищном обеспечении создает проблемы неравенства», — отметила она.
 
Светлана Разворотнева подчеркнула, что нужно развивать наемное жилье как способ обеспечения жилплощадью людей с низкими доходами и как способ социальной мобильности: «Мы должны интенсивно развивать индивидуальное жилищное строительство, новые формы кредитования этих процессов, и тогда, я надеюсь, нам удастся повлиять на ситуацию».
 
Общественница также предложила обеспечить нормативное закрепление правительствами государств стандартов предоставления социальных и коммунальных услуг, устанавливающих требования к их объему, качеству, максимальным ценам этих услуг, по мнению участников конференции, позволит создать условия, обеспечивающие достойный уровень жизни граждан.
 
Член Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Марина Сергеева отметила, что сложная экологическая ситуация в ряде регионов приводит к невозможности использования в полном объеме имеющихся на территории ресурсов, что влечет за собой снижение доходов населения, усиление социального неравенства. Для развития таких регионов представляется целесообразным применение механизма экологической компенсации за счет средств государственных бюджетов.
 

Среда для жизни: обеспечить равное качество экологии, жилья и городской среды

Член Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Леонид Шафиров отметил: «Особое беспокойство вызывает отсутствие определенных национальными законодательствами государств источников финансирования ликвидации последствий деятельности банкротов — прекративших свою деятельность горнодобывающих предприятий, когда расходы на рекультивацию горных отвалов, на очистку и водоотведение шахтных вод ложатся на местные бюджеты. Приоритетная поддержка в этом вопросе должна оказываться жителям шахтерских моногородов».  
 
Участники дискуссии согласились с тем, что отдельное внимание необходимо уделять вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности. При стратегическом планировании экономико-социального развития территорий необходимо прогнозировать риски возникновения новых угроз экологической и энергетической безопасности и, как следствие, возможного ухудшения качества жизни людей, ведущие к росту неравенства и напряженности в обществе и предпринимать необходимые меры по их предупреждению и пресечению. 
 
«При этом необходимо предоставлять финансовую поддержку тем малообеспеченным домохозяйствам, которые реализуют мероприятия по повышению энергоэффективности собственного жилья, популяризировать их опыт, поддерживать обмен практиками и исследованиями по данному вопросу на международном уровне», — дополнил Леонид Шафиров.
 
По мнению участников дискуссии, представляется целесообразным организовать между государствами обмен опытом по внедрению системы непрерывного экологического образования, направленного на последовательное формирование у граждан мировоззрения о необходимости сохранения природы и окружающей среды. 
 
«Экологическое образование в образовательных учреждениях, формирование у школьников и студентов экологической культуры предлагается реализовывать через экологизацию учебных дисциплин», — предложила Марина Сергеевна.
 
В ходе работы сессии участники конференции отметили, что важным индикатором развития территории является рост или уменьшение ее народонаселения. При этом не всегда экономические возможности являются драйвером развития территорий. В последнее время качество среды обитания и уровень качества жизни являются существенными факторами, влияющими на миграцию населения. 
 
По мнению Светланы Разворотневой и Леонида Шафирова, доступность и качество жилья, обеспеченность коммунальными услугами и их стоимость, затраты на обогрев не обеспеченного централизованным теплоснабжением или негазифицированного жилья, доступность кредитных средств на строительство и благоустройство жилья, качество социальных услуг, качество и доступность социальной и коммунальной инфраструктуры, уровень доходов населения и минимально необходимых расходов домохозяйств на поддержание уровня жизни, а также экологическая ситуация являются индикаторами качества уровня жизни и социальной справедливости.
 
Андрей Максимов отметил, что жилищная политика должна быть четко увязана со стратегией пространственного и социально-экономического развития территорий. В частности, активизация развития малоэтажного жилищного строительства может сделать более привлекательными для жизни сельскую местность и малые города, замедлить процесс оттока населения в городские агломерации.
 
«Необходимо повышение адресности предоставления жилищной поддержки наиболее нуждающимся гражданам, не имеющим достаточных финансовых средств для самостоятельного решения жилищных проблем. Кроме того, представляется необходимым проведение международными финансовыми организациями, правительствами и центральными банками государств мероприятий по обеспечению доступности долгосрочных льготных кредитов (займов) на цели строительства, благоустройства, повышения энергоэффективности жилья для жителей удаленных малых городов и сельской местности», — дополнил Леонид Шафиров.
 
Перспективным, по мнению Светланы Разворотневой, представляется развитие сектора арендного жилья, создание системы мер стимулирования строительства доходных домов на основе государственно-частного и муниципально-частного партнерства.
 
Леонид Шафиров считает, что развитие индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества, надомной самозанятости, личных подсобных хозяйств следует рассматривать как инструмент обеспечения экономического роста и оздоровления депрессивных регионов, моногородов, малых городов и сельских территорий. Необходимо расширять меры государственной поддержки органов местного самоуправления и работодателей, реализующих программы развития индивидуального жилищного строительства, направленные как на развитие индивидуального жилищного строительства, так и на решение вопросов газификации, электрификации, водоснабжения, отопления индивидуальных жилых домов и обеспечения их транспортной доступности. 
 
Актуальным представляется развитие учрежденных органами власти и местного самоуправления, крупными работодателями жилищно-строительных кооперативов, кредитных кооперативов, предоставляющих займы на цели строительства индивидуальных домов, на благоустройство жилья. Одной из таких мер государственной и международной поддержки могла бы стать организация центральными банками и правительствами государств, международными финансовыми институтами системы рефинансирования жилищных кредитов (займов), выданных под залог прав на земельные участки, расположенных в удаленных малых городах и сельской местности, на которых гражданами осуществляется индивидуальное жилищное строительство. 
 
Международные финансовые институты, правительства и центральные банки государств должны инициировать создание государственных гарантийных фондов для предоставления кредиторам поручительств за малообеспеченных жителей, за жителей удаленных территорий по кредитам этих граждан на цели, связанные и улучшением жилищных условий, иные социально полезные цели. Повышение доступности целевых долгосрочных льготных кредитов для жителей удаленных малых городов и сельских территорий будет способствовать сокращению уровня закредитованности населения, который должен также рассматриваться при оценке межтерриториального неравенства.
 
«При определении уровня неравенства необходимо сравнивать медианные значения (или моды) располагаемых доходов домохозяйств всех населенных пунктов, стран и регионов. Эти значения должны отражать показатели реальных располагаемых доходов населения (с учетом их покупательской способности) после осуществления всех обязательных налоговых и коммунальных платежей, платежей по обслуживанию кредитов (займов)», — сказал Шафиров.
 
В целях анализа уровня финансового неравенства домохозяйств необходимо оценить неравенство по размерам расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, которые обходятся для жителей малых территориях значительно дороже за единицу потребления при зачастую худшем качестве, подчеркнул он. В этой связи предлагается разрабатывать и реализовывать национальные программы сокращения тарифов на отопление, водоснабжение и водоотведение для жителей удаленных малых населенных пунктов. 
 
«В рамках таких программ целесообразно предусматривать софинансирование за счет средств государственных бюджетов расходов региональных и местных бюджетов на оказание финансовой помощи для всех жителей и организаций населенных пунктов, в которых тарифы на эти коммунальные услуги многократно превышают средние по региону. Международным организациям предлагается содействовать разработке и реализации таких программ. На уровне государств при поддержке международных финансовых институтов целесообразно реализовывать мероприятия по развитию автономного водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения в труднодоступных населенных пунктах, в малых городах и на сельских территориях», — пояснил член ОП РФ.
 
Кроме того, по его мнению, национальным правительствам, международным финансовым и иным межправительственным организациям необходимо проводить работу по повышению экспорта услуг из удаленных территорий, в том числе посредством вовлечения в цифровую экономику жителей и организаций удаленных территорий. Международным организациям предлагается содействовать межрегиональному и межмуниципальному сотрудничеству приграничных территорий в части реализации совместных экологических программ, программ по обеспечению транспортной связности и выравниванию уровня обеспеченности жильем, по выравниванию расходов домохозяйств на содержание жилья.

Источник