Российских граждан обяжут эвакуироваться при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации – лесных пожаров, наводнений, землетрясений. Тех, кто откажется, могут вывезти принудительно и даже оштрафовать. Соответствующий законопроект, разработанный МЧС, одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности, и в скором времени он будет внесен в Госдуму. Проблема в том, что люди часто недооценивают степень опасности, особенно в тех регионах, где она возникает регулярно. Отказ эвакуироваться своевременно приводит к риску для жизни и самих граждан, и спасателей. Между тем эксперты сомневаются, что нововведения можно будет применить на практике.
Тему принудительной эвакуации граждан из зоны ЧС впервые подняли в сентябре 2019 года, после масштабного наводнения на Дальнем Востоке. Тогда в Иркутской области буквально одна за другой последовали две волны паводка, и вызванное ими наводнение затронуло и близлежащие регионы. Затоплены оказались десятки населенных пунктов в Хабаровском и Приморском краях, Амурской и Еврейской областях. Общий ущерб от паводка превысил 1,5 млрд рублей.
Как докладывал тогда президенту глава МЧС Евгений Зиничев, с помощью Российской единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) население информировали о складывающейся обстановке и порядке действий при ее ухудшении, в частности, о введении режима ЧС. Из зон подтопления было тогда эвакуировано более 300 человек.
Несмотря на это, некоторые местные жители отказались покидать дома в надежде, что все обойдется. Для их спасения МЧС пришлось оставлять неподалеку технику и специалистов, несмотря на то, что они были больше нужны в других местах.
За все время наводнения пострадало более 12 тыс. человек, из них две тысячи детей. Погибло более двадцати человек.
Удаление лиц
Изменения вносятся в закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Предлагается обязать граждан эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или из зоны ЧС «при получении информации о проведении эвакуационных мероприятий».
Решения об эвакуации будут принимать комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, созданные на всех уровнях власти, пояснил председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.
Порядок проведения эвакуационных мероприятий должно будет определить правительство РФ, это позволит создать полный алгоритм действий органов власти и населения.
Действующее законодательство предусматривает принудительную эвакуацию граждан только в случае контртеррористической операции или в случаях, когда объявляется режим чрезвычайного положения (вводится для защиты от внутренней угрозы). Так, статья 11 закона «О противодействии терроризму» содержит тезис об «удалении физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировке транспортных средств» на период проведения КТО.
Не время для уговоров
Обязанность граждан содействовать уполномоченным органам была установлена законом изначально, отмечает управляющий партнер юридического «Легес-Бюро» Мария Спиридонова. Например, граждане должны соблюдать меры безопасности в быту и на работе, а при необходимости – оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных работ (ст. 19 закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
«Зачастую ликвидация последствий ЧС или осуществление защитных мер при угрозе наступления ЧС требует четких, быстрых действий. Это не позволяет вести длительные переговоры с несогласными эвакуироваться», – отметила она.
Юрист рассказала, что в апреле 2020 года вступили в силу Правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории ЧС. Согласно этому документу, при получении экстренной информации об угрозе возникновения ЧС граждане должны «немедленно прослушать информацию об алгоритме действий» и неукоснительно ему следовать. В частности, выполнять законные требования представителей экстренных оперативных служб. Теперь к ним добавилось и требование об эвакуации.
За невыполнение гражданин может быть оштрафован на сумму от 1 до 50 тыс. рублей (ч. 1 ст. 20.6.1. КоАП ПФ).
«Вероятна ситуация, когда часть жильцов многоквартирного дома, которые обоснованно или необоснованно опасаются за свое имущество, откажутся покидать жилище. При угрозе взрыва этих несогласных могут эвакуировать принудительно. В ином случае, если дом взорвется, должностных лиц будут привлекать к ответственности за то, что они не предприняли мер к эвакуации в рамках закона», – пояснила Мария Спиридонова.
А поговорить?
Пока совершенно не ясно, как положения законопроекта будут реализовываться на практике, говорит президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ) Сергей Серегин.
«Законопроект не проработан с юридической точки зрения. МЧС имеет право при возникновении угрозы жизни и здоровью граждан (например, пожар) вскрыть квартиру, но насильно вытащить из нее человека, заломать ему руки и эвакуировать – нет. На мой взгляд, вместо принудительного порядка необходимо больше внимания уделять разъяснительной и профилактической работе с населением», – считает он.
По мнению эксперта, для того чтобы законопроект начал работать на практике, необходимо прежде всего устранить причины страхов граждан. Например, обеспечить эвакуированных всем необходимым (жильем, питанием, медикаментами, средствами связи и т. п.), а также охрану имущества, оставшегося в домах.
«Человек рассуждает так: вода, может, до моего дома и не дойдет, а что станет со скотиной, за которой некому будет следить? Все знают, что населенный пункт пуст, а вдруг набегут мародеры и унесут последнее? Если же человек будет уверен, что ни он, ни его семья, ни его имущество не пострадают, он сам добровольно эвакуируется», – пояснил Серегин.
В постановлении правительства должны быть четко прописаны критерии к разработке плана эвакуации, непосредственно порядок эвакуации, действия каждого органа власти и требования к местам временного пребывания людей, подчеркивает эксперт. Если к вопросам эвакуации граждан будет применяться системный подход, принудительный порядок не понадобится.
Не скрывая угроз
Кроме того, законопроект устанавливает обязанность для федеральных органов исполнительной власти обеспечить постоянный доступ МЧС к информационным системам в рамках единой информационной системы РСЧС на безвозмездной основе.
В свою очередь, чиновники и организации должны своевременно предоставлять в РСЧС информацию об угрозе возникновения аварий, техногенных катастроф и стихийных бедствий.
«Поправки направлены на повышение эффективности действий государственных органов по защите населения от чрезвычайных ситуаций. В частности, теперь не только должностные лица, но и организации будут нести ответственность за сокрытие или предоставление заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», – рассказал Владимир Груздев.
Согласно статье 20.6 КоАП, штраф для организации, которая, например, скрыла информацию об опасной для окружающей среды аварии, может составить от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.

Фото

Источник: Профиль