21 октября 2019 года в Новоспасском мужском монастыре в Москве председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил с лекцией на курсах повышения квалификации для новопоставленных архиереев, посвященной теме «Организация религиозного образования и катехизации в епархии».
В качестве слушателей курсов в монастырь прибыли: архиепископ Воркутинский и Усинский Марк, архиепископ Анадырский и Чукотский Ипатий, епископ Волжский и Сернурский Феофан, епископ Мариинско-Посадский Игнатий, епископ Серовский и Краснотурьинский Алексий, епископ Переславский и Угличский Феоктист, епископ Касимовский и Сасовский Василий, епископ Бирский и Белорецкий Спиридон, епископ Алапаевский и Ирбитский Леонид, епископ Азовский Зосима, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископ Клинский Стефан, наместник Данилова ставропигиального монастыря епископ Солнечногорский Алексий, епископ Чистопольский и Нижнекамский Игнатий, епископ Николаевский Василий, епископ Енисейский и Лесосибирский Игнатий, епископ Сызранский и Шигонский Леонтий.
В начале выступления глава Синодального отдела рассказал о проблемах развития преподавания Основ религиозных культур в светской школе, а затем рассказал о возможных перспективах предметной области. Архипастырь подчеркнул, что образ молодого человека изменился за последнее десятилетие. Мы часто встречаем уставших, скучающих, равнодушных к жизни подростков, отметил архиерей. Они привыкли к многозадачности, что влечет за собой рассеянность, неумение концентрироваться. Они не признают авторитетов, а реальные отношения стремятся заменить виртуальными. У многих есть проблемы в общении со сверстниками; многие не могут оставаться наедине с самими собой. Из-за новых способов коммуникации изменились социальные связи.
Владыка Меркурий подчеркнул, что дети не нуждаются во взрослых как в информаторах. Они знают более короткие и не такие эмоционально затратные пути получения информации и им просто не нужны теоретические знания, оторванные от их реальных потребностей, неприятностей, увлечений и интересов, радостей и успехов. Они примут только те знания и умения, которые необходимы им сейчас для их внутреннего развития.
«Чаще всего мы учим детей Закону Божию на уроках в воскресной школе. Мы обучаем их вероучению. Каким образом? Зачастую просто передавая вероучительные определения. При этом, с точки зрения святоотеческой мысли, вероучение — это не просто сумма передаваемых знаний, но полнота благодатной жизни во Христе» — напомнил иерарх.
Большинство воскресных школ зациклилось на обучении катехизису, преподавании вероучения в традиции, которая сложилась в постсоветский период. Само присутствие детей на приходе видится исключительно в узких рамках воскресной школы и последняя нередко напоминает светскую общеобразовательную — только в ней преподают церковнославянский язык, Священное Писание, Закон Божий, а не алгебру, химию и русский. В общеобразовательной школе дети дико перегружены учебой. Отношение к школе обычной они переносят и на воскресную школу. А поскольку границы приходской жизни для таких детей сжаты до границ воскресной школы, то покидая ее, они покидают и Церковь.
Митрополит Меркурий напомнил слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе 2017 года: «Основная задача Церкви не в том, чтобы наполнить разум детей суммой знаний, а в том, чтобы помочь им войти в жизнь Церкви, найти в ней свое место, приобщить их к Священному Писанию и Преданию, к литургической жизни». Глава Синодального отдела также подчеркнул, что больше нет никакой возможности смотреть на детей в Церкви только в узких рамках воскресной школы, ограниченной самим своим форматом, забывая иные грани жизни человека в Церкви. Пришло время посмотреть на присутствие детей в Церкви комплексно.
Синодальный отдел сформулировал целостный подход к пониманию приходского попечения (заботы) о детях. Он предполагает внимание ко всем граням присутствия детей на приходах. Жизнь детей в Церкви не ограничивается только учебной или досуговой деятельностью, а проявляется комплексно. Невозможно качественно выстроить систему приходского попечения о детях без внимания к духовной жизни детей, их семьям, межличностному взаимодействию с другими членами прихода, духовенством, педагогами, без вниманиея к эффективным формам наставления детей, к эмоциональной среде, в которой они присутствуют.
Дети остро нуждаются в том, чтобы наш опыт веры, церковный и жизненный опыт помог им понять самих себя, решать конфликты в семье и с друзьями, помог понять, зачем вообще живет человек, как Воскресение Христово связано с конкретной жизнью и чего ожидает от нас Господь. Когда мы так размышляем о наших детях, то разве сможем сказать, что те же вопросы, сомнения, внутренние раздоры не терзают и взрослых? Потерянные, опустошенные взрослые не ожидают ли, входя в Церковь, что найдут здесь ответы на свои острые смысложизненные вопросы?
«Наш отдел опросил школьников 5-9 классов, что их интересует. Вы можете предположить, какие были ответы? — спросил у аудитории архиерей. — Результаты удивительны: они спрашивают, кто есть я, что есть моя семья, что такое подвиг, любовь, кто такой герой. Отдельно стоит блок религиозных вопросов детей верующих родителей или детей, имеющих опыт церковного детства. На каком из школьных предметов могут ответить на эти вопросы?»
Взрослые, продолжил митрополит Меркурий, сами оставшиеся без ответа на главные вопросы, которые не понимают, как богословие связано с реальной жизнью, не могут ответить детям. Невозможно поделиться тем, чего не имеешь. Взрослые — педагоги и члены семей детей, другие прихожане — нуждаются сами в систематической катехизации и помощи в выстраивании собственной духовной жизни. Под катехизацией в широком смысле следует понимать педагогическое сопровождение детей и взрослых на пути к крещению и на начальных этапах самостоятельной церковной жизни. Это воспитание в вере и любви в Церкви. Невозможно говорить о полноценном попечении на приходе о детях в отрыве от взрослых, окружающих их в Церкви. Для организации плодотворной, целостной работы с детьми на приходе необходимо выстроить системное попечение и о детях, и о взрослых как полноправных членах единой приходской общины. Для начала необходимо внимательно изучить дорожную карту — документ, обозначающий общее стратегическое движение. Это движение начинается с целеполагания.
Председатель Синодального отдела отметил условия, необходимые, чтобы сформировать благоприятную среду для духовного просвещения детей и взрослых в приходских общинах. Он также перечислил основные приходские проблемы из области попечения о детях и взрослых. Одной из главных проблем приходского попечения митрополит Меркурий назвал пастырскую отстраненность: «А ведь настоящий ответ на сложный вопрос можно найти лишь в другом человеке, который «сам искушен быв, может и искушаем помощи». Таким должен быть священник. От сердца к сердцу он должен передавать смыслы и быть добрым пастырем, который знает свою паству, создать на приходе атмосферу семьи».
В завершение лекции председатель Синодального отдела рассказал об организации епархиальных ОРОиК, а также о работе в религиозном образовании и катехизации на уровнях прихода и благочиния. Слушатели курсов задали вопросы митрополиту.
«Православное образование»/Патриархия.ru