Член ОП РФ приняла участие в дискуссии «Первый профессиональный диалог отрасли управления отходами»
Фото:fedpress.ru
Первый профессиональный диалог отрасли управления отходами состоялся 28 февраля в Московской школе управления «Сколково». С ведущими специалистами в сфере обращения с ТКО, представителями бизнеса и общественности встретился министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин.
На площадке «Диалога» он представил профессиональному сообществу назначенного 19 февраля 2019 года на должность руководителя публично-правовой компании «Российский экологический оператор» Дениса Буцаева. Об основных проблемах отрасли и вариантах их решения — материал «ФедералПресс».
Открывая встречу, Дмитрий Кобылкин обратил внимание на самые актуальные проблемы отрасли — те, что могут негативно повлиять на ход реформы. Прежде всего это «необоснованный пересмотр региональными властями тарифов, нормативов накопления». Также Кобылкин отметил, что в некоторых субъектах перенесены сроки начала работы регоператоров — для этого были внесены изменения в соглашения между субъектами и самими компаниями.
Проблемой, отметил Кобылкин, также является «отсутствие дифференцированного подхода при определении норматива для жителей сельских территорий и мегаполисов и низкая собираемость платы за ТКО». Причем он допустил возможность снижения платы граждан за ТКО: для этого регионы должны совместно с федеральным центром провести ряд «конкретных мероприятий».
«Первое — освобождение регоператоров от уплаты НДС и налога на прибыль (Правительством России принято такое решение). Второе — сохранение ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на уровне 2018 года. Третье — формирование изменения перечня объектов размещения ТКО, так называемых санкционированных свалок, по определенному порядку. Кроме того, важно рассмотреть необходимость перехода на раздельный сбор мусора там, где это экономически целесообразно», — заявил Дмитрий Кобылкин.
С инициативой о создании публично-правовой компании в сфере обращения с отходами впервые выступила Общественная палата России в 2018 году. Спустя несколько месяцев Российский экологический оператор официально был зарегистрирован и уже приступил к работе.
Впервые с момента назначения публично выступил руководитель Российского экологического оператора Денис Буцаев.
Стартовавшая реформа «должна привести к созданию прозрачной схемы обращения с ТКО». Чтобы понять, как регионы подошли к этой работе, какова ситуация с инфраструктурой в сфере, планируется с помощью экспертов «более конкретно проанализировать территориальные схемы». Несмотря на то что эти схемы в большинстве своем были разработаны в прошлом году и утверждены, по мнению Дениса Буцаева, они «нуждаются в дополнительном анализе».
Также глава РЭО отметил отсутствие «библиотеки типовых технологических проектов, которые позволили бы привести отрасль в более-менее сбалансированное состояние», и понять, «какая технология наиболее эффективна с точки зрения затрат и результатов, которые она дает». Буцаев признал, что в части переработки и утилизации мусора Россия сильно отстает от тех стран, где проблемой начали заниматься раньше. Поэтому сегодня важно четко понимать, что существующих полигонов в стране хватит в среднем на ближайшие четыре года, а объем производимых отходов значительно превышает возможности действующей инфраструктуры.
Но вот сколько точно отходов ежегодно образуется в России, сказать сегодня не может никто, так как схема обращения с ТКО «достаточно непрозрачна», современные технологии либо не используются, либо используются неэффективно. Неидеальна и система образования тарифов.
Этими проблемами и будет заниматься публично-правовая компания. По словам Дениса Буцаева, будет собрана и проанализирована информация по отрасли (в первую очередь в отношении «образователя отходов» — «нужно разобраться, всех ли охватили и правильно ли они учтены в территориальных схемах»). Будут тщательно проанализированы все территориальные схемы (возможно, появится даже некая общематематическая электронная модель), однако для этого важно получить корректные исходные данные от регионов. Это позволит грамотно определить, например, места размещения объектов по обращению с отходами, логистическую схему и экономическую эффективность того или иного объекта.
За всей этой работой, считает Буцаев, важно помнить о людях, которым предстоит учиться по-новому обращаться с отходами своей жизнедеятельности. Населению нужно разъяснять, как будет работать раздельный сбор мусора и какая польза от этого будет конкретному человеку.
Представители регионов в своих выступлениях доложили о ходе реформы в своих областях, поделившись достижениями и сообщив о трудностях, с которыми им уже пришлось столкнуться за первые два месяца после старта реформы.
Вместе с тем, по словам председателя Комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Альбины Дударевой, которая также выступила участником «Диалога», сделать отрасль обращения с отходами инвестиционно привлекательной только за счет тарифов для граждан не получится — этого недостаточно для строительства новых высокотехнологичных объектов. Нужны меры поддержки отрасли. «В ППК взялись за профессиональный разговор с теми, кто непосредственно осуществляет реформу на местах. Сегодня эксперты разбирались в актуальных проблемах, решали, что мешает на местах форсированно, быстро наладить систему обращения с отходами в действующем законодательном поле. Разговор больше напоминал профессиональную беседу, а не набор лозунгов. Отрасль выходит из теневого рынка, и есть надежда, что публично-правовая компания обеспечит прозрачность рынка обращения с отходами и что мы в РФ построим отрасль намного быстрее, чем в Германии, опыт которой был упомянут», — отметила Альбина Дударева.
Как отметил министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин, публично-правовая компания должна стать помощником территориям в реализации мусорной реформы. «Мне не очень понравилось, когда сказали, что якобы субъекты РФ самоустранились от работы с региональными операторами. Это не так на самом деле. Понимаю, что во многих субъектах РФ заместители по ЖКХ продолжают вести эту работу. В наблюдательном совете ППК находятся три министерства — Министерство строительства, где раньше исторически была эта отрасль, Министерство промышленности и Министерство природных ресурсов. Вот эти три министерства в едином порыве будут создавать минимальные условия сопротивления движению этой реформы», — резюмировал Кобылкин.
Источник