Станцию Люблинско-Дмитровской линии метро планируется построить на территории промышленной зоны «Южный порт», сообщил журналистам в субботу заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
«В связи с активным развитием территории промзоны «Южный порт» мы приняли решение построить там дополнительную станцию с таким же названием. По нашим оценкам, она сможет принять первых пассажиров уже до конца 2023 года», – сказал Марат Хуснуллин.
Он отметил, что новая станция салатовой ветки будет обслуживать строящиеся и будущие жилые районы на территории промзоны.
Напомним, сейчас ведутся работы по продлению Люблинско-Дмитровской линии метро от станции «Селигерская» до поселка Северный.
Как ранее заявил Марат Хуснуллин, строительство участка планируется завершить до конца 2022 года.
«На Люблинско-Дмитровской линии запущен тоннелепроходческий щит в сторону поселка Северный. Сейчас завершается процесс оформления земельных участков на территории поселка. У нас нет сомнений в том, что в 2022 году поезда поедут до Северного», – подчеркнул Хуснуллин.
Начать просмотр
ВОПРОСЫ #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
-
вопрос 1
Что такое ТПМК?
-
вопрос 2
Кто изобрел ТПМК?
-
вопрос 3
Внедрение ТПМК в России
-
вопрос 4
Как работает ТПМК
-
вопрос 5
ТПМК: «шестерки» и «десятки»
-
вопрос 6
Почему ТПМК называют женскими именами?
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.
Назад
В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.
Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.
Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.
Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…
Назад
Глава Стройкомплекса добавил, что прорабатывается комплекс инженерных мер, который позволит построить тоннель под МКАД без перекрытия движения.
Длина участка от станции «Селигерская» до Северного составит порядка 6 км. На нем будет три станции: «Улица 800-летия Москвы», «Лианозово» и «Поселок Северный» («Физтех»).
Участок пройдет вдоль Дмитровского шоссе и снизит транспортную нагрузку на магистраль и прилегающие улицы Широкая и Череповецкая.
Уже идут работы по продлению салатовой ветки на участке от станции «Селигерская» до «Лианозово». Ведется устройство подъездных дорог, переустройство инженерных сетей и возведение ограждений котлованов станций. Начата проходка левого пути к «Лианозово».
К работам на участке до станции «Физтех» в поселке Северный приступят после утверждения градостроительной документации.
Люблинско-Дмитровская линия метро: инфографика
Сейчас конечная станция Люблинско-Дмитровской линии на севере столицы – «Селигерская». Она открылась для пассажиров 22 марта прошлого года в составе участка от станции «Петровско-Разумовская».
Из средств бюджета на проектирование и строительство участка Люблинско-Дмитровской линии метро от станции «Селигерская» до поселка Северный выделено более 48,7 млрд рублей.
МЕТРО 2022: спецпроект