Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел и рекомендовал одобрить в первом чтении проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» № 885214-7, внесенный Президентом России. Поправки были предложены главой государства в обеспечение предложений, озвученных в Послании Федеральному Собранию.

Официальный представитель Президента при рассмотрении законопроекта парламентом, председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию, сопредседатель АЮР Павел Крашенинников отметил, что проект закона не затрагивает фундаментальных основ Конституции РФ и не предусматривает изменения глав 1, 2 и 9 Основного закона.

Проектом предлагаются изменения в положения двадцати двух статей глав 3 — 8 Конституции в целях развития политической системы и усиления механизмов защиты конституционных прав и свобод. В этой связи проект закона должен приниматься в соответствии со статьей 136 Конституции, которой установлено, что поправки в указанные главы Основного закона принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Т.е. за одобрение закона должны проголосовать не менее 2/3 депутатов Государственной Думы, и не менее ¾ членов Совета Федерации. Вступление в силу закона предусмотрено после его одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Кроме того, внесение изменений в Конституцию регулирует Федеральный закон от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок в Конституции Российской Федерации».

Павел Крашенинников сообщил, что после одобрения проекта Госдумой в первом чтении, будут предлагаться поправки, которые уже сейчас готовятся в рамках созданной Президентом Рабочей группы. Принимаются, рассматриваются и обобщаются как предложения, поступающие от граждан, так и поправки членов Рабочей группы. Ко второму чтению также будут выработаны положения о порядке проведения Общероссийского голосования по принятию поправок в Конституцию. Оно должно пройти после одобрения закона парламентом, но до подписания Президентом. К участию в подготовке голосования по инициативе Рабочей группы будут привлечены специалисты Центральной избирательной комиссии.

«Текст законопроекта является отправной точкой для дальнейших обсуждений и подготовки поправок ко второму чтению, с учетом поступающих предложений», — отметил Павел Крашенинников.

Проектом предлагаются следующие изменения:

1. В целях развития конституционных гарантий исполнения государством своих социальных обязательств предложены поправки в статью 75 Конституции РФ. Устанавливается, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, и закрепляется обязательная индексация пенсий, пособий и иных социальных выплат. На конституционном уровне определяется, что система пенсионного обеспечения формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений.

2. Для обеспечения приоритета действия Конституции РФ на территории Российской Федерации предложена поправка в статью 79, устанавливающая, что не подлежат исполнению в Российской Федерации решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров России в истолковании, противоречащем Конституции РФ.

3. Вводятся повышенные требования к лицам, осуществляющим публичную власть, полномочия которых непосредственно связаны с обеспечением безопасности страны и суверенитета государства. А именно: к Председателю Правительства РФ и его заместителям, федеральным министрам, иным руководителям федеральных органов исполнительной власти, высшим должностным лицам субъекта РФ, руководителям федеральных государственных органов, членам Совета Федерации (сенаторам Российской Федерации), депутатам Государственной Думы, судьям. «Им будет на конституционном уровне запрещено иметь иностранное гражданство или вид на жительство в другой стране», — сообщил Павел Крашенинников.

Усиливаются требования к кандидату на должность Президента РФ. Предлагается закрепить требование о постоянном проживании кандидата на территории России не менее 25 лет, а также об отсутствии иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве, причем не только на момент участия в выборах, но и ранее. Данные требования не будут распространяться на граждан, ранее имевших гражданство иностранного государства, которое или часть которого была принята в Российскую Федерацию. Устанавливается, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков.

4. В целях развития политической системы проектом предлагается новая процедура формирования Правительства Российской Федерации. Речь идет, прежде всего, о расширении полномочий Федерального Собрания при сохранении Президентом контроля за деятельностью Правительства РФ.

Согласно проекту Государственная Дума:

а) Утверждает кандидатуру Председателя Правительства РФ, предлагаемую Президентом. Назначает утвержденного Председателя Президент.

Если Государственная Дума трижды отклонила кандидатуру премьер-министра, то сохраняется действующая процедура, согласно которой Президент назначает Председателя Правительства самостоятельно, без утверждения парламентом. В этом случае глава государства распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

б) Кандидатуры заместителей Председателя Правительства и федеральных министров будут утверждаться Государственной Думой по представлению Председателя Правительства (за исключением отдельных министров, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и назначение которых будет производиться напрямую Президентом РФ после консультаций с Советом Федерации). Президент РФ будет обязан назначить указанных лиц на должности. В настоящее время члены Правительства назначаются Президентом РФ без участия Государственной Думы.

Президент вправе освободить от должности Председателя Правительства, без роспуска Правительства РФ. В этом случае сохраняется прежняя структура федеральных органов исполнительной власти.

Согласно проекту усиливается роль Совета Федерации:

а) Для обеспечения прозрачности работы силовых ведомств, независимости органов прокуратуры в субъектах РФ особая процедура назначения предусмотрена для руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны и безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, а также для прокуроров субъектов РФ. Они будут назначаться Президентом по итогам консультаций с Советом Федерации;

б) К полномочиям Совета Федерации предлагается отнести прекращение по представлению Президента полномочий судей Конституционного Суда, Верховного Суда, судей кассационных и апелляционных судов — в случае совершения ими поступков, порочащих честь и достоинство судьи, в соответствии с соответствующим федеральным конституционным законом.

5. Согласно проекту Президент формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях «обеспечения согласованного взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики». Статус Государственного Совета будет определяться специальным федеральным законом.

6. Законотворческая процедура в отношении федеральных конституционных законов и федеральных законов дополняется возможностью Президента обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности одобренного парламентом закона до его подписания.

В случае подтверждения конституционности закона, Президент его подписывает. Если же КС РФ не подтвердит конституционность федерального конституционного закона или федерального закона, то глава государства возвращает закон в Государственную Думу. В отношении федеральных конституционных законов право обратиться в Конституционный Суд появляется у Президента сразу после поступления к нему одобренного парламентом закона. А в отношении федеральных законов – в случае, если закон уже был отклонен Президентом, и после повторного рассмотрения парламентом одобрен в ранее принятой редакции.

7. Для развития принципа конституционной законности непосредственно в Основном законе устанавливается, что Конституционный Суд – высший судебный орган конституционного контроля. Количество судей Конституционного Суда сокращается с 19 до 11 судей. Конституционному Суда предоставляется право проверять конституционность региональных законов по запросу Президента.

8. Предлагается установить в Конституции принцип единства публичной власти и закрепить, что систему публичной власти составляют органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Павел Крашенинников сообщил, что предложенные поправки к Конституции потребуют внесения изменений в ряд законов, а также принятия новых законодательных актов, что будет осуществляться после внесения поправок в Основной закон.

а) Утверждает кандидатуру Председателя Правительства РФ, предлагаемую Президентом. Назначает утвержденного Председателя Президент.

Если Государственная Дума трижды отклонила кандидатуру премьер-министра, то сохраняется действующая процедура, согласно которой Президент назначает Председателя Правительства самостоятельно, без утверждения парламентом. В этом случае глава государства распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

б) Кандидатуры заместителей Председателя Правительства и федеральных министров будут утверждаться Государственной Думой по представлению Председателя Правительства (за исключением отдельных министров, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и назначение которых будет производиться напрямую Президентом РФ после консультаций с Советом Федерации). Президент РФ будет обязан назначить указанных лиц на должности. В настоящее время члены Правительства назначаются Президентом РФ без участия Государственной Думы.

Президент вправе освободить от должности Председателя Правительства, без роспуска Правительства РФ. В этом случае сохраняется прежняя структура федеральных органов исполнительной власти.

Согласно проекту усиливается роль Совета Федерации:

а) Для обеспечения прозрачности работы силовых ведомств, независимости органов прокуратуры в субъектах РФ особая процедура назначения предусмотрена для руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны и безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, а также для прокуроров субъектов РФ. Они будут назначаться Президентом по итогам консультаций с Советом Федерации;

б) К полномочиям Совета Федерации предлагается отнести прекращение по представлению Президента полномочий судей Конституционного Суда, Верховного Суда, судей кассационных и апелляционных судов — в случае совершения ими поступков, порочащих честь и достоинство судьи, в соответствии с соответствующим федеральным конституционным законом.

5. Согласно проекту Президент формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях «обеспечения согласованного взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики». Статус Государственного Совета будет определяться специальным федеральным законом.

6. Законотворческая процедура в отношении федеральных конституционных законов и федеральных законов дополняется возможностью Президента обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности одобренного парламентом закона до его подписания.

В случае подтверждения конституционности закона, Президент его подписывает. Если же КС РФ не подтвердит конституционность федерального конституционного закона или федерального закона, то глава государства возвращает закон в Государственную Думу. В отношении федеральных конституционных законов право обратиться в Конституционный Суд появляется у Президента сразу после поступления к нему одобренного парламентом закона. А в отношении федеральных законов – в случае, если закон уже был отклонен Президентом, и после повторного рассмотрения парламентом одобрен в ранее принятой редакции.

7. В целях развития принципа конституционной законности непосредственно в Основном законе устанавливается, что Конституционный Суд – высший судебный орган конституционного контроля. Количество судей Конституционного Суда сокращается с 19 до 11 судей. Конституционному Суда предоставляется право проверять конституционность региональных законов по запросу Президента.

8. Предлагается установить в Конституции принцип единства публичной власти и закрепить, что систему публичной власти составляют органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Павел Крашенинников сообщил, что предложенные поправки к Конституции потребуют внесения изменений в ряд законов, а также принятия новых законодательных актов, что будет осуществляться после внесения поправок в Основной закон.

Комитет Госдумы рассмотрел проект поправок в Конституцию РФ

Подробнее...