Первый вопрос повестки – о программе приведения в нормативное состояние и строительства искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального и местного значения.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад Евгения Дитриха о программе приведения в нормативное состояние и строительства искусственных сооружений на автомобильных дорогах
Из стенограммы:
Дом Правительства, Москва
М.Мишустин:
Прежде чем мы перейдём к повестке заседания Правительства, я бы хотел сказать
несколько слов. В сегодняшнем отчёте Счётной палаты об исполнении бюджета за
прошлый год приводятся цифры неизрасходованных средств. Это около 1,1 трлн
рублей, что недопустимо много. В этом году у нас в бюджете – около 4,6 трлн
рублей на государственные контракты. Уже заканчивается февраль, а сколько денег
реально потрачено? Примерно 10%. Если смотреть по национальным проектам, это
примерно 12,2%. Я напомню, что с прошлого года переходящий остаток только по
нацпроектам составил 149 млрд рублей, и ещё 362 млрд – это то, что перешло по
контрактам по другим направлениям с прошлого года. Наша задача – своевременно
обеспечить выполнение поручений Президента по итогам послания и реализацию
национальных проектов. Но с такой тенденцией это будет сделать непросто.
Одной из проблем, которая приводит к этой ситуации,
наши коллеги из ведомств, регионов, бизнеса и экспертного сообщества считают 44-й
закон о закупках. Очень многие говорят, что он сложный и громоздкий, что
система закупок – долгая и запутанная. В прошлом году Правительство совместно с
Государственной Думой очень многое сделало для того, чтобы его упростить, за
что я хочу поблагодарить депутатов Государственной Думы. Многие отмечают, что
сейчас соблюдение процедуры закупки, несмотря на все попытки этот закон изменить,
фактически важнее достигнутого результата. А должно быть наоборот. Здесь я хочу
поручить Антону Германовичу Силуанову разобраться и оперативно подготовить
соответствующие поправки к закону, в другие нормативные акты, которые позволят
организовать работу по нацпроектам и другим направлениям, связанным с 44-м
Федеральным законом, чётче и быстрее,
чтобы эта процедура закупок была прозрачной и эффективной. Конечно, необходимо
провести работу с федеральными органами исполнительной власти и понять, что им
мешает.
Список участников заседания Правительства, 20 февраля 2020 года
Контракты
на закупки и строительство объектов в рамках нацпроектов должны
заключаться в начале года. До 1 января Правительство приняло практически все
нормативные акты, которые нужны для открытия бюджетных расходов. Минфин лимиты
до получателей довёл вовремя, но на практике, к сожалению, всё выглядит
по-другому. Контракты заключаются во второй половине года, а иногда и вообще в IV квартале. Чего тогда удивляться, что у нас остатки
неизрасходованных средств переходят на следующий год, а объекты,
соответственно, не сдаются в срок.
Я
жду от Министерства финансов доклада на заседании Правительства до 20 марта.
Прошу также всех руководителей федеральных органов исполнительной власти
мониторить исполнение кассового плана.
И
ещё одно. У нас от принятого решения до выхода на стройку может пройти более
двух лет. Необходимо максимально быстро представить предложения по сокращению
сроков при планировании, проектировании и строительстве объектов.
Марат Шакирзянович (обращаясь к М.Хуснуллину), я просил бы Вас заняться этим вопросом,
включая подготовку соответствующих актов Правительства и законопроектов, чтобы
мы в кратчайшие сроки внесли их в Государственную Думу и депутаты смогли
рассмотреть эти изменения уже в весеннюю сессию.
Дмитрий Юрьевич (обращаясь
к Д.Григоренко), необходимо обеспечить принятие актов Правительства и
сопровождение пакета законопроектов при обсуждении в Государственной Думе.
Работой над нацпроектами должна активно заняться Комиссия
по региональному развитию, президиум которой я дал поручение создать как можно
быстрее и в которую войдут все участники нацпроектов, включая губернаторов. Это
очень важно. Марат Шакирзянович, прошу Вас возглавить эту комиссию и
еженедельно снимать все проблемы, которые возникают по национальным проектам.
И по повестке дня.
Развитие образования – один из приоритетов работы
Правительства. Российские вузы должны занимать достойные позиции в мировых
рейтингах университетов, а диплом российского вуза – быть свидетельством
современного и качественного образования. От этого зависит, насколько успешными
станут наши выпускники. И в конечном счёте – развитие всей нашей страны в целом.
Сегодня мы рассмотрим вопрос и направим чуть более
10 млрд рублей на повышение конкурентоспособности наших вузов. В этом году
господдержку получит 21 российский университет. Каждый ведущий вуз реализует
собственную программу развития, которая поможет ему увереннее чувствовать себя
на мировом образовательном рынке. Где-то нужно привлечь ведущих специалистов, в
том числе международного уровня, для работы со студентами. Где-то организовать
соответствующую стажировку для преподавателей, причём как внутри страны, так и
за её пределами. Или открыть новую лабораторию, запустить инновационный научный
проект. Многие университеты внедряют современные образовательные программы в
партнёрстве со своими зарубежными коллегами, российскими институтами, научными
организациями – лидерами в образовательной сфере. Некоторые – разрабатывают
собственные меры поддержки. Здесь мы даём возможность вузам, опираясь на
установленные Правительством правила, выбирать те направления, которые
эффективны именно для них.
Сегодня мы обсудим разработку Программы развития
транспортной инфраструктуры, в том числе строительства мостов. Также один из
вопросов – рассмотрение изменений в Трудовой кодекс, которые касаются
диспансеризации. Они позволят работникам старше 40 лет брать освобождение от
работы на один день, чтобы проверить здоровье. Делать это можно будет ежегодно,
а не один раз в три года, как это сейчас предусмотрено. Диспансерный день при
этом будет оплачиваться. У работников пенсионного и предпенсионного возраста
сохранится право брать два оплачиваемых отгула в год для прохождения такого
медицинского осмотра.
Ещё один вопрос, который мы рассмотрим сегодня, – о
жилье для людей, которые пострадали от паводков в Иркутской области прошлым
летом. В 2019 году на эти цели было выделено более 14 млрд рублей. Этих средств
оказалось недостаточно. Поэтому сегодня мы рассмотрим вопрос о дополнительном
направлении на эти цели более 3 млрд средств из резервного фонда Правительства,
чтобы пострадавшие люди были как можно быстрее обеспечены жильём.
Ещё я хотел бы обратить ваше внимание на поручение
от 13 февраля – провести анализ задач и функций, возложенных на федеральные
органы исполнительной власти, для оптимизации их организационно-штатной
структуры. Это надо сделать в соответствии с положениями о ведомствах и другими
нормативными правовыми актами. Для каждой функции должны быть указаны
трудозатраты и количество сотрудников, которые её исполняют. Это касается и
количества заместителей министров, заместителей руководителей служб и агентств,
количества департаментов и управлений. Очень чувствительная тема, поэтому я бы
попросил всех обратить на это особое внимание. Вы должны, исходя из реальной
нагрузки и объёма задач, определить общее количество работников, заместителей
руководителей, структурных подразделений. И подготовить обоснованные
предложения по их оптимизации с соответствующими расчётами. Эту работу будет
возглавлять Дмитрий Юрьевич Григоренко.
Переходим к обсуждению.
По первому вопросу слово – Евгению
Ивановичу Дитриху, Министру транспорта. Пожалуйста, Евгений Иванович.
Е.Дитрих: Уважаемый
Михаил Владимирович! Уважаемые члены
Правительства, коллеги!
В
разгаре 2020 год, в самом разгаре реализация национальных
проектов. Проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в прошлом
году был исполнен по своим показателям. Задачи
по ремонту улиц и региональных дорог в 104 городах были выполнены. Анализируем итоги, собираем
предложения регионов, развиваем проект.
Сегодня
актуальной проблемой и узким местом региональной дорожной сети являются мосты и
путепроводы. На автодорожной сети в стране в
целом 71 тыс. мостов и путепроводов, на
региональных дорогах – 64 тыс. таких объектов.
Порядка 7% мостов находится в аварийном и
предаварийном состоянии, которое требует
введения ограничений для проезда автотранспорта. Снижается прочность мостовых
конструкций, растёт число их обрушений и
аварий. В 2018 году обрушение пролёта
моста в Краснодарском крае привело к ограничению движения на трассе,
соединяющей курортный центр с посёлком Джубга. В Муромцевском районе Омской области обвалился мост, соединявший с «большой
землёй» восемь посёлков. В 2019 году в
городе Свободном Амурской области под весом самосвала упал пролёт путепровода над железнодорожными
путями (слава богу, поезд внизу не проходил, были
бы человеческие жертвы). В Оренбурге рухнул мост, не выдержавший веса колонны
проезжавших самосвалов.
Нередко
мостовые сооружения являются жизненно важной
частью не только местной, но и межрегиональной
транспортной инфраструктуры. Последствия их разрушений или просто ограничение движения вызывают существенные
потери для экономики, значительные неудобства для населения, абсолютно недопустимы связанные с этим
потери человеческих жизней.
Многие
руководители регионов по итогам первого года
реализации нацпроекта обозначают проблему ветхих и аварийных мостов и путепроводов как первоочередную. Вчера
с Дюминым Алексеем Геннадьевичем (губернатор Тульской области) обсуждали
три путепровода в Туле, которые тоже признаны ветхими и аварийными, имеют приоритетное значение для
города, и ремонт этих путепроводов. Практически все
губернаторы говорят о необходимости восстановления мостов в самое ближайшее
время.
Ещё
одной важной проблемой является одноуровневое пересечение автомобильных и
железных дорог. Всем знакома картина:
собравшаяся у закрытого шлагбаума вереница автомобилей в ожидании прохождения поезда. Если железная
дорога проходит через город, то проблема усугубляется с учётом высокого трафика, длительного ожидания
и риска дорожно-транспортных происшествий. Интенсивность
работы ОАО «РЖД» выросла за последние годы, поездов стало больше, и когда переезды закрыты, люди ждут проезда часами, растёт
социальная напряжённость.
Реализация
национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» выявила
остроту этих проблем. Решение было предложено
на Государственном совете в июне прошлого года
по вопросам реализации национального проекта по дорогам.
По итогам заседания Госсовета Президент поручил совместно с
регионами обеспечить разработку программы
приведения в нормативное состояние искусственных дорожных сооружений. Минтранс подготовил проект такой программы с
учётом предложений регионов, МВД России и «Российских железных дорог». Программой предусматривается приведение в
нормативное состояние более 2 тыс. аварийных
мостов протяжённостью 115 тыс. погонных
метров. Работы будут проводиться в период 2020–2024 годов
в 81 субъекте Российской Федерации, на это будут направлены бюджетные средства
в объёме 236 млрд рублей.
Также
программой предусмотрено строительство 170
важнейших путепроводов на пересечении автомобильных и железных дорог, эти работы будут проводиться в 36
регионах. На мероприятия по строительству таких путепроводов
в следующие пять лет будет направлено бюджетное финансирование в объёме свыше 143 млрд рублей. В качестве источников финансирования программы предусматриваются
иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение дорожной
деятельности, которые выделяются из
Федерального дорожного фонда.
Также
предлагается использовать для этого дополнительные доходы регионов от акцизов на нефтепродукты в связи с
поэтапным доведением норматива зачисления
этого акциза в региональные бюджеты до 100%. Это нераспределённая
ранее часть акциза, которая не задействована в решении базовых задач национального проекта «Безопасные и качественные
автомобильные дороги», тем не менее данные средства не являются для бюджета дополнительными. Мы действуем в рамках ранее
определённых проектировок.
Одобрение
основных показателей и параметров программы
именно сегодня даст возможность начать масштабную работу по приведению в нормативное состояние мостов, по
строительству путепроводов через железнодорожные пути. Регионы смогут своевременно обеспечить разработку
проектной документации, внести соответствующие изменения в свои региональные программы, а также мобилизовать
имеющиеся производственные мощности.
Для
обеспечения комплексного решения задачи и применения
современных методов проектного управления нами предложено формирование нового –
пятого федерального проекта «Мосты и
путепроводы» в составе нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные
дороги».
При одобрении
Правительства мы внесём предложения и в паспорт нового федерального проекта – на
рассмотрение проектным комитетом и в
последующем на президиуме Совета при
Президенте по нацпроектам и стратегическому
развитию.
В
целом на финансовое обеспечение мероприятий программы будут направлены средства
в объёме 379,9 млрд рублей, механизм
финансирования проработан и обсуждён на
совещании у первого вице-премьера Андрея Рэмовича Белоусова.
Предлагается в законе о федеральном бюджете выделить
отдельным приложением распределение акцизов
бюджетам субъектов Российской Федерации. Это позволит, с одной стороны,
обеспечить и парламентский контроль по этим
процессам, и необходимую гибкость для принятия
решений.
Мы
такой механизм уже апробировали для распределения денег для тех регионов, которые хотели бы опережающими темпами достичь
показателей нацпроекта «Безопасные и
качественные дороги».
Прошу
Правительство одобрить основные показатели и параметры Программы приведения в нормативное состояние и строительства
искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального и местного значения и
поддержать предложенную схему реализации.
Источник