Тема пленарного заседания – «Интеллектуальная экономика. Три дилеммы для цифровой нации».

Выступление Дмитрия Медведева

VIII Московский международный форум «Открытые инновации»

VIII Московский международный форум «Открытые инновации»

Предыдущая новость

Следующая новость

Посещение Научно-технического центра ПАО «Трубная металлургическая компания» и АО «Группа Синара»

Перед пленарным заседанием форума Дмитрий Медведев, Премьер-министр Республики Белоруссия Сергей Румас, Премьер-министр Республики Узбекистан Абдулла Арипов и Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян  посетили Научно-технический центр ПАО «Трубная металлургическая компания» и АО «Группа Синара».

Пленарное
заседание форума

Из
стенограммы:

VIII Московский международный форум «Открытые инновации»

Выступление Дмитрия Медведева на пленарном заседании Московского международного форума инновационного развития «Открытые инновации»

Д.Медведев:
Добрый
день, уважаемые коллеги, уважаемые дамы и господа!

Сердечно вас приветствую на наших «Открытых инновациях».
Хочу сразу отметить: в следующем году «Сколково» исполнится 10 лет. И хочу пригласить
всех присутствующих принять участие в мероприятиях, которые будут проходить
здесь, посмотреть, что сделано за эти 10 лет и что ещё предстоит сделать.

Конечно, этому способствуют и дискуссии, которые мы с
вами ведём в рамках форума. Форум изначально стал, по сути, футурологической
историей, которая ломает стереотипы, мешающие продвигать цифровую повестку дня.
Мы видим, как  какие-то технологические
тенденции, которые мы прогнозировали на первых форумах (достаточно покопаться в
истории), были опрокинуты последующим развитием событий. А какие-то из них,
конечно, состоялись, и прогнозы, которые здесь делались, стали реальностью.

Цифровые платформы уже используются практически
везде – это обыденность, это данность, – от космической отрасли до покупки
ужина. Они естественным образом вошли в повседневную жизнь людей. С бытовой
точки зрения стало намного проще всё это делать – будь то любая покупка,
поход в музей, на концерт, заказ билетов. В общем, практически всё можно сделать,
нажав кнопку на смартфоне. 10 лет назад ещё было не так.

Мы уже работаем над тем, чтобы поступать в
российские вузы можно было через интернет. Отобрано более полусотни высших
учебных заведений для этого проекта. Речь идёт не только о крупных городах. В
этом смысле Россия находится в хорошем состоянии. Это отчасти наше конкурентное
преимущество, поскольку в нашей стране всё это доступно уже трём четвертям
жителей нашей страны, то есть 75% населения могут пользоваться всеми
достижениями, связанными с интернет-технологиями.

Стремительная цифровая трансформация формирует и
новую экономику. В индексе глобального развития у нас тоже есть неплохие
движения по инновационному потенциалу. Чтобы реализовать этот потенциал, мы
приняли программу по цифровой экономике, в ближайшее время она пополнится ещё
одним федеральным проектом, который называется «Искусственный интеллект».
Понятно, для чего он создан. Всего на развитие «цифры» в нашем бюджете на
ближайшие годы предусмотрено 1,6 трлн рублей.

Но не все вопросы, конечно, решаются деньгами, хотя
деньги нужны и важны. Нам нужно дать ответы на те вопросы, которые стоят, на те
серьёзные вызовы, которые существуют. Эти вызовы были упомянуты здесь, во время
этой презентации. Презентации порой делаются несколько угрожающе, хочется после
этого собраться и понять, каким образом на всё это реагировать. Тем не менее
проблемы обозначены правильно.

Первая – это цифровая
безопасность. Интернет с момента своего создания стал синонимом открытости.
Быстрый трансграничный обмен любым количеством информации создаёт огромные
возможности для развития личности, для культурных связей, бизнеса. По сути, для
целых государств.

Но любое явление
содержит в себе и обратную сторону. Открытость, естественно, несёт и
определённые, весьма значительные риски. Поэтому понятие цифровой безопасности
включает в себя множество аспектов. Мы частенько об этом говорим.

Прежде всего это
обеспечение национальных интересов страны. И с точки зрения экономики: ни один
хакер не должен иметь возможность обрушить, например, всю банковскую систему
страны. И с точки зрения политики. Если мы доживём до того момента, когда у нас
будет электронное голосование – а уже пилотные проекты на эту тему реализуются,
есть разные оценки, тем не менее очевидно, что так или иначе за этим будущее, –
то, естественно, эта система должна быть защищена от влияния извне. Здесь,
кстати, возникает ещё один вопрос. Классически всякое голосование в современных
демократиях рассматривалось как голосование, которое должно обеспечить тайну
волеизъявления. И в интернете, несмотря на то что есть необходимый объём защиты
и приватности, возникает вопрос, насколько вообще можно обеспечить эту самую
тайну.

И с точки зрения защиты
от террористических угроз – когда проникновение преступников в электронные
системы управления жизнеобеспечением страны становится просто невозможным.

В принципе на эти
угрозы человечество плюс-минус научилось пока реагировать – на том
технологическом уровне, которого мы достигли. Но сегодня появились и другие
вопросы. Например, защита персональных данных. Эти данные давно стали
стратегическим ресурсом. Мы, например, планируем запустить электронный паспорт
в пилотном режиме с 1 марта следующего года.
Эта система будет содержать практически всю важнейшую информацию о человеке.
Уже сейчас государственные информационные системы содержат более 80 петабайт
информации.

Желающих завладеть такими огромными массивами
данных в мире всё больше. По статистике, кибератаки происходят каждые
14 секунд. Пока я говорю, можно посчитать, какое количество кибератак уже
в мире состоялось.

Кстати, за последнее время мы были
свидетелями масштабных утечек данных и в таких крупных иностранных компаниях,
как Facebook, Uber, и у нас, скажем, в Сбербанке, и в некоторых
других.

Россия, как и другие страны, работает над
развитием национальной системы в области обеспечения кибербезопасности, в том
числе и в области цифровой экономики – как проекта, которым мы занимаемся.

Но, к сожалению, обеспечение тотальной
безопасности в цифровом мире имеет и свою обратную сторону, свою цену – это
угроза утраты приватности личности, то есть, по сути, утраты частной жизни.
Сейчас грань между частным и публичным пространством очень тонкая. Подчас её
невозможно измерить, невозможно почувствовать. Буквально любой шаг человека,
его экономические и социальные действия фиксируются окружающими нас
устройствами. Даже всё то, что происходит здесь, естественно, навсегда останется
в памяти человеческой. А это создаёт риски ограничения свобод, риски
манипулирования человеком. Необходимо выстраивать этот хрупкий баланс между
безопасностью и гарантиями защиты частной жизни.

Конечно, безопасность, в том числе цифровая,
– это всегда контроль и ответственность. Государство, если говорить о хранении
персональных данных или защите приватности, должно для этого всё делать. Но в
принципе это выбор и самого человека, какой след он готов о себе оставлять. Это
зависит от наших внутренних устремлений, от того вообще, как мы себя
позиционируем в мире. Я даже не говорю сейчас о политиках, публичных людях,
которые практически всё время находятся на виду. Но если раньше это касалось только
довольно, что называется, раскрученных людей, то сейчас это касается любого
человека. Ты сам должен решить, какой информацией хочешь делиться –
фотографиями, геотегами, контактами. И подчас люди сейчас уже даже не думают обо
всех этих моментах. Но в то же время интернет сделал мир настолько прозрачным,
что фактически каждый человек с помощью социальных сетей становится публичной
фигурой. Это абсолютно так. Причём, что особенно важно, – навечно, навсегда.

Второй
вызов – это трансформация рынка труда в связи с роботизацией. Всё новое всегда
вызывает, как известно, беспокойство. Страх перед конкуренцией с машинами ещё
в XVII–XVIII веках
приводил к чему? Эти машины рабочие старались уничтожать, чтобы не создавать
себе конкурентов. Но за четыре столетия с момента промышленной революции машины
не смогли вытеснить людей. И, по всей вероятности, всё-таки не вытеснят, не
смогут этого сделать. Но ещё несколько лет назад мы испытывали те же страхи,
обсуждали и на нашем форуме, что будет происходить. Никто не мог дать никаких
гарантий по вопросам трудоустройства. Хотя сегодня учёные утверждают (это тоже
демонстрировалось на наших экранах только что), что в ближайшие два года взамен
исчезнувших 75 млн традиционных рабочих мест на планете появится
133 млн новых. Это внушает некоторый оптимизм.

Эта
уверенность основывается на процессах на рынке труда, которые мы наблюдаем
сегодня в мире.
Понятно, что уже много роботов, в мире работает порядка 2,5 млн роботов. В основном – в отдельных странах, которые
сделали для себя выбор и которые к этому технологически и финансово готовы. Это
Корея, Германия, Сингапур. Уровень занятости в этих странах высокий. Тем не
менее мы должны готовиться к серьёзной переквалификации людей. Надо учить специалистов, которые способны работать с технологиями
автоматизации, роботами. Низкоквалифицированный труд должен отходить в конечном
счёте к роботам, а люди должны обладать так называемыми мягкими навыками, то
есть креативным мышлением, способностью оперативно решать проблемы. Наверное, в
этом самая большая сложность.

Наконец, третья из дилемм, которые были вынесены на начальную
презентацию. Это, конечно, правовое регулирование, которое не должно тормозить
инновационное развитие. Закон никогда не будет поспевать за технологическими
изменениями, и очень хорошо: если бы закон всегда успевал, может быть, никаких
технологических изменений не было бы. Закон в силу своей природы консервативен.
Без экспериментов не может быть внедрения ни открытий, ни новых технологий. Но
тестирование очень часто не согласуется с действующими нормами, что приводит к
весьма неприятным последствиям. Я проиллюстрирую это на российском примере,
чтобы никого не обижать. Мы договаривались заниматься беспилотными
автомобилями. Я лично проводил несколько совещаний, давал указания, поручения,
этим занимались наши компании. Но из-за сложной системы сертификации на дорогах
тестируется всего 55 таких автомобилей, часть из них ездит по территории
Сколково. Фактически из-за регуляторных барьеров мы их не смогли ввести
столько, сколько надо. К примеру, в Соединённых Штатах сертифицировано 1,5 тыс.
таких машин, в Китайской Народной Республике – 400, у нас – 55. Надо быстрее
работать.

Мы должны ускорять вывод новых технологий на рынок, для этого, по сути, перевернуть
модель регулирования, принимать не запретительные, а дозволительные нормы.
Именно такой идеологии придерживается разрабатываемый закон о так называемых
регуляторных песочницах. Этот правовой режим позволит инноваторам действовать
так, чтобы не преступать закон.

Вот мои комментарии по поводу трёх вызовов, которые в настоящий момент
существуют. На мой взгляд, ничего драматического не происходит, мы и 10 лет
назад в этом зале говорили о вызовах. Мы – я имею в виду человечество в целом –
эти вызовы, если говорить именно о вызовах технологического развития, пока довольно
успешно преодолеваем. Посмотрим, что будет дальше. Послушаем тех, кто хотел бы
высказаться на эту тему.

И.Оселедец (профессор Сколковского института науки и
технологий, модератор пленарного заседания)
: Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Мир
меняется…

Продолжение следует…

Источник