Выступление Михаила Мишустина:

Михаил Мишустин принял участие в работе специальной сессии XVII Ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай»

Михаил Мишустин принял участие в работе специальной сессии XVII Ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай»

Добрый день, уважаемые
дамы и господа!

Рад приветствовать всех
участников и гостей ежегодного заседания Валдайского клуба. У этого форума –
давние традиции и история. Но впервые в повестке дня – настолько сложные
вопросы, как сейчас. Мы говорим о глобальных проблемах, с которыми в этом году
столкнулся весь мир и в том числе, конечно же, Россия.

Коронавирус напомнил
нам, какими разрушительными могут быть последствия инфекционных заболеваний.
Заставил человечество столкнуться с непредсказуемой и очень серьёзной угрозой.
Новая опасная болезнь унесла жизнь более 1 миллиона человек во всём мире.
Спутала и отменила планы людей. Серьёзно повлияла на многие отрасли. Поставила
в тяжелейшие условия экономику даже самых сильных и влиятельных государств.

Большинство стран мира
приняли экстренные жёсткие меры для защиты граждан, а также пересмотрели
подходы во внутренней и внешней политике, тактику и стратегию действий, чтобы
адаптироваться к новой – коронавирусной – реальности и свести потери, особенно
человеческие потери, к минимуму.

Мы смогли учесть уроки
этой непростой ситуации. И конечно, получили бесценный опыт на сегодняшний
день. Сейчас борьбу с коронавирусом мы ведём системно – без рывков и шоков. У
Правительства есть понимание того, что нужно делать в экономике, здравоохранении
и других ключевых сферах. Есть возможности, чтобы действовать на опережение.

Мы гордимся, что первая в мире вакцина против
коронавируса – российская. Более того, мы планируем вывести на рынок и другие
такие вакцины. Это доказывает, каким огромным потенциалом обладает наша наука.
За короткое время создан конкурентоспособный продукт для внутреннего и
мирового рынка. Но главное – это даёт уверенность, что мы сможем победить
болезнь и защитить людей.

Дефицита средств индивидуальной защиты и тест-систем,
как вы знаете, сегодня нет. Сделано уже более 51 млн тестов. Мы продолжаем
тестирование, чтобы как можно раньше выявить вирус и помочь тем, кто заболел.
Тем более что сегодня понимание, как лечить это заболевание, у российских
врачей есть. У нашей системы здравоохранения сформирован достаточный запас
прочности, чтобы противостоять распространению коронавируса.

Пример
других стран, где события пошли по трагическим сценариям, показывал, что
действовать надо решительно и быстро. Чтобы промедление не стало
в буквальном смысле слова смерти подобно – мы работали на опережение,
проактивно. В первую очередь был проведён аудит возможностей нашей системы здравоохранения,
в том числе коек в стационарах и медицинского оборудования во всех регионах.
Кроме того, мы оценили возможности оперативного развёртывания мобильных
госпиталей с помощью наших военных и служб спасения. На чужих ошибках учились,
удачный чужой опыт учитывали. Но прежде всего – стремились найти собственный,
оптимальный путь, чтобы защитить своих граждан и поддержать экономику. Мы не
допустили шока и коллапса, которыми нас пугали.

Правительство
по поручению Президента приняло ряд безотлагательных мер. Мы закрыли границы
одними из первых в мире, чтобы защитить людей. Оперативные штабы в регионах и
координационный совет по борьбе с коронавирусом действовали фактически в
круглосуточном режиме. Была переформатирована работа всех экстренных служб,
стационаров и первичного звена здравоохранения, введена система стимулирующих
выплат медицинскому персоналу и, конечно, нашим врачам, которые лечили больных
с коронавирусом. Мы направили на это более 142 млрд рублей. Регионам была
оказана помощь в развёртывании новых койко-мест, закупке оборудования и
лекарств. Эти меры позволили стабилизировать ситуацию.

Государство
неоднократно выделяло средства, чтобы помочь людям из самых уязвимых социальных
групп, прежде всего семьям с детьми, старшему поколению, инвалидам. Мы обязаны
были о них позаботиться. При этом мы обновляли важнейшие инструменты социальной
поддержки, делали их доступнее, прозрачнее, избавлялись от бюрократической
канители. Максимальное число сервисов и услуг, в том числе государственных,
перешли в цифровой и онлайн-формат, который очень удобен был для людей.
Необходимо было создать такие условия, чтобы многодетным матерям, пенсионерам и
всем, кто получает помощь от государства, не приходилось бегать по ведомствам,
собирая справки, простаивая в очередях.

Мы значительно
модернизировали систему социальной защиты, сделали её более удобной и понятной
людям, когда все меры социальной поддержки они получали адресно,
беззаявительно, в дистанционном и проактивном режиме. Это был очень важный шаг
к созданию так называемого социального казначейства, но не единственный итог
этих месяцев напряжённой работы.

В соответствии с
поручением Президента были приняты масштабные меры для поддержки отраслей
экономики, особенно сильно пострадавших от коронавируса, обеспечена устойчивая
работа ключевых, системообразующих предприятий. Бизнес получил стимул к
сохранению персонала, а тем, кто потерял работу, увеличили пособие до
максимума. На это мы направили около 23 млрд рублей.

Вопреки негативным
прогнозам, мы прошли этот сложный период лучше многих. Правительство поддержало
малый и средний бизнес, компании из наиболее пострадавших отраслей. Эти меры
были  масштабны – в первую очередь по
сумме выделенных средств.

Мы хорошо понимали,
что надо максимально снизить издержки малого и среднего бизнеса, индивидуальных
предпринимателей. Ввели для них отсрочки по обязательным платежам, двукратное снижение
страховых взносов с заработных плат, превышающих один МРОТ. Ведь, в отличие от
крупных компаний, у них нет резервов на заработную плату сотрудникам в условиях
ограничений и вынужденного простоя. Было очень важно помочь таким
предпринимателям пережить самое тяжёлое время.

Поэтому приняли решение выдавать займы на заработную плату под нулевой
процент. Кроме того, запустили программу кредитования на возобновление
деятельности с полным списанием основного долга при условии, что компания
сохранит большинство своих сотрудников. И эти меры касались уже предприятий не
только малого и среднего, но и крупного бизнеса из пострадавших отраслей и
отраслей, требующих поддержки. В том числе тех, которые ориентированы на потребительский
рынок.

Даже в самые сложные дни, выстраивая защиту экономики и людей от ковида, мы
не забывали о стратегических вопросах, о решениях, которые позволят
продолжить развитие страны. Базироваться оно должно на новой качественной
основе, на новых возможностях рынка труда и образования, быстром и качественном
строительстве жилья, экспортной ориентации, росте инвестиций и активном
импортозамещении, а также широком внедрении самых передовых технологий, включая
цифровизацию.

Эти шаги нам позволят ускорить процесс принятия решений и вернуть экономику на траекторию
стабильного долгосрочного развития, заложить достаточную прочность, обеспечив
устойчивость страны к возможным шокам в будущем.

Такие шаги стали частью общенационального плана действий, о котором многие
из вас знают. На основе современных гибких методов управления будут
реализовываться важнейшие направления социально-экономических преобразований.
Их около 30. Самые значимые из них направлены на рост реальных доходов граждан
и развитие малого и среднего бизнеса. Это целый комплекс мер помощи самозанятым
и индивидуальным предпринимателям. И дальнейшее развитие рынка труда.

Для каждой меры определены сроки действия, ответственные и финансирование.
За два года финансовое обеспечение реализации плана составит около
6,5 трлн рублей. Хотя общий объём государственной поддержки гораздо
больше.

Часть мер носит нефинансовый характер. Например, упрощение административных процедур, отмена
или перенос сроков вступления в силу регуляторных норм. Они создают хорошую основу для дальнейшей
оптимизации регулирования во многих отраслях.

Также в плане содержатся шаги, направленные на запуск нового
инвестиционного цикла. Одна из мер стартовала совсем недавно. Это новый
механизм защиты и поощрения капиталовложений. Специальные соглашения, которые
будут гарантировать бизнесу неизменность условий ведения дел, снижение ряда
налогов и прочие преференции в случае реализации на территории нашей страны
крупных и долгосрочных проектов. В частности, он предусматривает субсидии на
строительство, модернизацию и реконструкцию инфраструктуры, а также оплату
процентов по кредитам и купонного дохода по  облигационным займам,
которые были привлечены для инвестиционных целей. Это позволит поддержать
крупные проекты в самых разных сферах – от здравоохранения
до обрабатывающего производства.

Теперь о стратегии развития России. Она базируется на национальных целях, которые
были определены Президентом. Это сохранение населения. Здоровье и благополучие
людей. Создание условий для самореализации и развития талантов каждого.
Формирование комфортной и безопасной среды для жизни людей. Достойный и
эффективный труд. Успешное предпринимательство. И конечно, цифровая
трансформация. Цифровая трансформация – вообще базовое условие для прорывного
развития любой страны.

Конечно, стратегия формируется не с чистого листа. Национальные проекты
были приняты два года назад и задали определённый вектор движения. Но они
охватывали относительно небольшой период. И конечно, не могли предполагать
таких существенных рисков, как, например, коронавирус. Не все они сейчас
работают так, как это планировалось ещё пару лет назад. Многое нуждается в уточнении.

Важно было детально проработать и сформировать единый план по достижению
национальных целей. Это влечёт за собой и серьёзный пересмотр инструментов,
которые использовались ранее.

За два года с момента первого запуска национальных проектов мир существенно
изменился. Эти перемены далеки от завершения. Пока нет ответов на многие
вопросы. Например, активизируются ли в глобальном плане протекционистские
настроения, как они могут повлиять на мировую торговлю.

Многие страны и компании обновляют свои долгосрочные планы. И у нас
возникло чёткое понимание, что России тоже нужно актуализировать свою
стратегию.

Мы решили сосредоточиться на результатах, которые способствуют улучшению
жизни людей. При этом, конечно, обеспечив преемственность тем целям и задачам,
которые, в частности, два года назад ставил Президент. Такой подход
требует новой системы управления, современных гибких методов. И прежде
всего – чёткой обратной связи с людьми. 

Работа над единым планом сегодня выходит на финишную прямую. Буквально
каждый день идут активные дебаты, обсуждения, в том числе с рабочими группами
Государственного совета России, с депутатами, сенаторами. После завершения
дискуссий мы планируем вынести единый план на рассмотрение Совета по
стратегическому развитию и национальным проектам.

Ключевую роль в достижении национальных целей должен сыграть новый формат
отношений между государством и гражданами. Речь идёт не просто о повсеместном
внедрении информационных технологий и современных инструментов, а о комплексном
преобразовании целых отраслей. Это создаст новый уровень взаимодействия между
людьми, бизнесом и государством.

Коронавирус показал, насколько это необходимо. Нам приходилось, как
говорится, в боевом режиме тестировать существующие решения. На удалёнку
вынуждены были перейти бизнес и государственные компании, школы, вузы.
Перестроилась сфера услуг.

Правительство оперативно перевело в онлайн оформление больничных, различных
пособий. Службы занятости дистанционно стали оказывать поддержку тем, кто
потерял работу. При этом надо было избавить их от необходимости посещать
общественные места, чтобы помочь сохранить здоровье, сберечь время и силы.

Важно продолжить такую работу по формированию единой цифровой среды и
экосистемы, где все сервисы взаимодействия с государством и бизнесом создаются
ради удобства человека. Эта система должна быть понятной и простой. И главный
акцент при этом надо сделать на проактивность, чтобы не человек обращался к
государству, а государство само информировало гражданина о том, какие услуги он
может получить, на какие льготы имеет право, как это было со вторыми
президентскими выплатами на детей до 16 лет: их уже автоматически перечисляли,
буквально за несколько часов, без заявлений.

У нас ведь огромное число мер поддержки, и люди зачастую не знают, что им
полагается, какая помощь может быть от государства. Например, молодые семьи не
всегда обращаются за пособием при рождении ребёнка. Об этом им, конечно, должно
рассказывать государство.

Ситуация с коронавирусом показала и важность работы по цифровизации других
отраслей. Создаётся такой цифровой контур в здравоохранении. Все информационные
системы медицинских организаций будут связаны между собой. Это избавит наших
пациентов от постоянного поиска своей бумажной истории болезни. Медицинская
информация, которая поможет в экстренной ситуации спасти человеку жизнь, будет
собрана в одном месте.

Перевод школьников на дистанционное обучение тоже стал вызовом не только
для самих учеников, но и для их родителей, учителей.

Продолжение
следует…