Сенатор предлагает внести изменения в закон о железнодорожном транспорте и его Устав.

Председатель
Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов


подготовил изменения в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта
Российской Федерации» в части правового статуса операторов железнодорожного
подвижного состава».

Сенатор пояснил, что законопроект направлен на приведение действующих норм к существующим условиям на рынке перевозки грузов
железнодорожным транспортом с участием оператора железнодорожного подвижного
состава.

Предлагается внести изменения в указанные законы, изложив понятие оператора в новой редакции, которое прямо
определит его статус как участника перевозочного процесса. Также предлагается установить
основные требования к оператору, выделить его в законе как полноправного
самостоятельного субъекта железнодорожной перевозки, поставить его на один
уровень с перевозчиком и владельцем инфраструктуры.

Также проектом предлагается
обозначить оператора как одного из субъектов перевозки, наряду с перевозчиками и иными юридическими и физическими
лицами.

Предлагается установить возможность
для операторов, наряду с грузоотправителями и грузополучателями заключать с перевозчиком долгосрочные договоры об организации перевозок. При этом предполагается
два возможных вида таких долгосрочных договоров: договоры, в которых оператор
выступает от имени только одного грузоотправителя, грузополучателя и договоры,
в которых оператор выступает от имени сразу нескольких грузоотправителей,
грузополучателей.

Оператора предлагается обозначить как
субъекта соглашения, в пользу которого владельцами инфраструктур или
перевозчиками выполняются работы и услуги, цены на которые не указаны в тарифном руководстве, а также как субъекта, которым выполняются работы по просьбам
владельцев инфраструктур или перевозчиков, цены на которые указаны в тарифном
руководстве.

Андрей Кутепов отметил, что в настоящее время в связи с реформой
железнодорожной отрасли, внедрением конкурентных начал, появлением новых
участников перевозочного процесса, владеющих собственным или арендованным
подвижным составом (операторов), на рынке произошли значительные изменения.

«Так, с появлением операторов
изменилась технология перевозочного процесса. Подача вагонов под погрузку,
которая до реформы железнодорожного транспорта была лишь элементом договора
перевозки, выделилась в самостоятельную стадию. Оператор заявил себя в качестве
субъекта с особым правовым статусом, заключающим договоры, обладающие
определенной спецификой и, осуществляющем деятельность, требующую специального
нормативного правового регулирования», — сказал он.

«Между тем законодательство РФ
по‑прежнему не устанавливает в должной мере правой статус операторов. На практике это приводит к тому, что другие участники перевозочного процесса — перевозчики,
владельцы инфраструктур — в выгодных для них обстоятельствах не признают
операторов в качестве полноправных участников перевозочного процесса, создают
для них невыгодные, неконкурентные условия присутствия на рынке.

В первую очередь, по словам Андрей Кутепова, это связанно с тем, что установленное
Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта РФ» понятие «оператора
железнодорожного транспорта» неполноценно. Прописанные требования к операторам
ограничены размытыми общеупотребительными критериями, которыми определяется
любое юридическое лицо в российском законодательстве, и которые никак не характеризуют операторов как участников железнодорожной грузовой перевозки и не раскрывают специфику их деятельности.

При этом владение оператором на законном основании вагонами и контейнерами, передача их на возмездной основе
грузоотправителю под погрузку в целях перевозки грузов, а также оказание им
иных сопутствующих услуг в перевозке квалифицируют его как самостоятельного
участника перевозочного процесса.

Указанные изменения не только послужат
усилению дальнейшей роли оператора в перевозочном процессе, повышению его
статуса, но и благоприятными стимулом для развития конкуренции на рынке
железнодорожных перевозок, подчеркнул Андрей
Кутепов
.

Законопроект направлен в Правительство РФ для получения отзыва.