3 апреля в Государственной Думе в ходе «правительственного часа» с информацией выступила Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова. От фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» задали вопросы Валерий Гартунг, Федот Тумусов, Олег Шеин, выступил Олег Нилов.

Вопросы

Валерий Гартунг:

– Уважаемая Татьяна Алексеевна! Заявление, выступление аудитора Счётной палаты, да и выступления наших председателей комитетов показывают, что в реальном выражении идёт сокращение расходов на здравоохранение. При этом мы реально недоиндексировали пенсии не только работающим, но и неработающим пенсионерам, начиная с 2016 года, то есть доходы пенсионеров падают, а расходы на здравоохранение из их кармана растут.

Как вы считаете, при такой ситуации вообще достижимы показатели, поставленные в указах Президента? И что Правительство считает нужным изменить у нас в стране?

Дело в том, что регионы не в состоянии профинансировать в полном объёме эти процессы и у нас идёт реальная оптимизация в системе здравоохранения. То есть, медицинская помощь становится недоступной и у людей всё меньше и меньше денег. Скажите пожалуйста, что намерено Правительство менять? Спасибо.

Татьяна Голикова:

Спасибо, Валерий Карлович.

Я старалась в своём выступлении как раз акцентировать внимание на тех приоритетах, которые есть в здравоохранении. Наверное, повторюсь.

Первое. Я бы не хотела, чтобы вы судили расходы на здравоохранение исключительно только по расходам федерального бюджета. У нас есть ещё расходы в бюджетах регионов и в бюджете Фонда обязательного медицинского страхования, за счёт которого идёт основное финансирование. И если вы посмотрите, то вы увидите, что идёт увеличение расходов на здравоохранение. Может быть, оно идёт не в таком масштабе, как нам хотелось бы, но всё-таки увеличение мы наблюдаем. Это первое.

Второе. Мы вернули все мероприятия в нацпроект «Здоровье», которые связаны с обеспечением доступности медицинской помощи в сельских населённых пунктах и в малых населённых пунктах. Для этого есть направление, которое связано с обеспечением фельдшерско-акушерскими пунктами, врачебными амбулаториями, выездными бригадами. Все параметры есть в национальном проекте. Они официально опубликованы.

Также мы продолжаем решение вопроса кадрового обеспечения здравоохранения, что чрезвычайно важно в сегодняшних условиях. И я тоже старалась в своём выступлении об этом сказать.

Далее я хочу обратить внимание на то, что всё-таки мы, если можно так сказать, заморозили темпы роста платных услуг в здравоохранении. У нас пока нет данных 2018 года, они будут в мае, но 2016—2017 годы – это 7,1%, эта цифра пока не меняется.

Понимаю, что вы можете сказать, что каждый меряет это по себе, это правда, но мы пользуемся на сегодняшний день официальной статистикой, которая нам даёт такие цифры. Мы готовы рассматривать ваши предложения, если вы сочтёте, что какие-то дополнительные мероприятия надо включить в проект.

И, наконец, я хочу завершить вот чем. У нас единая страна и мы должны рассматривать ресурсы страны, как все ресурсы, направленные на национальные цели. Мы не должны делить федеральный бюджет, бюджет региона и муниципальный бюджет. Мы должны ресурсы всех этих бюджетов направлять на достижение национальных целей. И у нас с вами нет сейчас оснований говорить о том, что они могут быть не исполнены. Мы должны приложить усилия к тому, чтобы они были исполнены. Если понадобятся дополнительные мероприятия, значит, мы их должны разработать.

Федот Тумусов:

– Уважаемая Татьяна Алексеевна, недавно ко мне приходила целая делегация родителей детей, больных сахарным диабетом, и проблем, и жалоб, конечно, очень много, но я озвучу только две из них, поскольку считаю, что вы можете их решить.

Первое. Видимо, во многом благодаря вам Правительство 31 декабря 2018 года выпустило распоряжение об отпуске по рецептам инсулиновых помп и расходных материалов к инсулиновой помпе, но это распоряжение на местах до сих пор не работает. И к этому же вопросу людям выписывают рецепты помесячно, и им приходится каждый месяц ходить за лекарствами, за препаратами, и просят разрешить выписывать рецепты ежеквартально.

Второе. Каждые два года необходимо подтверждать инвалидность. Родители просят для детей устанавливать инвалидность до 18 лет один раз.

Какова ваша позиция по этим вопросам?

Спасибо.

Татьяна Голикова:

Федот Семёнович, спасибо.

Я хочу сказать, не обижайтесь на меня представители других фракций, но инициатором включения инсулиновой помпы в соответствующий перечень был депутат Огуль (фракция «Единая Россия» – Прим. ред.), и благодаря его обращению, собственно, было инициировано это решение и принято 31 декабря 2018 года. Оно проходило долгую процедуру согласования, но решение было принято, и теперь попало в перечень. Поэтому мы тоже со своей стороны признательны депутату Огулю за ту работу, которую он провёл с точки зрения реализации этого решения.

Это первое.

Второе. Вы знаете, что финансовое обеспечение осуществляется сегодня за счёт тех финансовых ресурсов, которые выделяются из федерального бюджета на единовременную ежемесячную денежную выплату населению, и если гражданин, который сегодня имеет право на получение натурального набора, отказался от натурального набора в пользу денежной выплаты, то, конечно, никакая организация ему натурально это не предоставит.

Поэтому просьба и к вам, и мы со своей стороны попросим Минздрав, чтобы он дал разъяснение людям, что если они нуждаются в такого рода помощи, то они, конечно, должны выбирать натуральную льготу, а не денежные выплаты.

Мы приняли еще ряд мер, которые должны улучшить ситуацию с обеспечением и лекарствами, и наблюдением за детьми и взрослыми, которые страдают сахарным диабетом.

Еще раз хочу сказать, что мы дадим по результатам сегодняшнего «правительственного часа» поручение, чтобы необходимые разъяснения ровно так, как вы поставили вопрос по этим проблемам, были даны в субъекты Российской Федерации.

Олег Шеин:

– Уважаемая Татьяна Алексеевна!

Прошлым летом у нас была большая дискуссия по истории с повышением пенсионного возраста. К сожалению, нам так и не получилось с цифрами в руках обеспечить аналитику, но все же, если оценки оппозиции, «СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ» о том, что ситуация на рынке труда будет ухудшаться и безработица будет возрастать, окажутся реалистичными, готово ли Правительство будет в этом случае вернуться к вопросу о прекращении данного эксперимента и о прекращении истории с повышением пенсионного возраста.

И вторая тема очень короткая. Вы упомянули о том, что у нас не все бедные люди получают меры господдержки. Из 20 миллионов тех, кто за чертой бедности, коммунальные субсидии получают всего два миллиона человек. Может быть, есть смысл дебюрократизировать порядок обращений, уменьшить так называемую адресность, которая отсекает этих людей от мер государственной помощи? Спасибо.

Татьяна Голикова:

Спасибо, Олег Васильевич.

Я начну с последнего вопроса. Я тоже сегодня старалась объяснить, какие последовательно меры мы намерены в этом направлении принять. Я не исключаю, что могут быть приняты меры разбюрократизации, но мы, ещё раз повторюсь, на базе «пилотного проекта», который проводит сейчас Минтруд, когда он завершится (в 2019 году), будем готовы вам сформулировать статистику и предложения, которые мы считаем целесообразными и необходимыми для решения этой проблемы, это первое.

И второе, что тоже вы затронули. Я бы хотела сказать здесь следующее. На самом деле это не эксперимент, наверное, неправильно было бы такую терминологию употреблять. Всё-таки принят закон, он подписан Президентом, и сейчас все мы исполняем закон.

Что касается анализа рынка труда, то вы знаете, что мы такой мониторинг проводим еженедельно. Мы готовы с любыми экспертами, с любыми партнерами, с любыми представителями научного сообщества эту тему обсуждать. Мы абсолютно в этой части открыты. Вы знаете, что всегда еженедельно Минтруд публикует эти данные, и мы знаем с вами и сезонные колебания на рынке труда. Более того, у нас есть одноименная программа, которая на это нацелена. Поэтому в любом случае мы открыты к любому обсуждению и готовы обсуждать любые предложения в части рынка труда.

Выступление Олега Нилова:

– Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)! Уважаемая Татьяна Алексеевна!

Мы верим в то, что вы, являясь одним из самых принципиальных и профессиональных руководителей Правительства, все-таки на этой расстрельной должности выполните главное, что начертано в указах Президента – задачу народосбережения нашей страны.

Вы смело озвучили такие страшные цифры, как, например, 760 тыс. убийств детей теми матерями, которые не смогли, не захотели, не были переубеждены и пошли в прошлом году на такое тяжкое событие, я бы назвал даже преступлением. Наше предложение есть, и есть предложение фракции ЛДПР, используйте их, но добейтесь того, чтобы этого позора больше не было в таких колоссальных объемах. Есть проблемы алкоголизации страны, наркотизации страны, там цифры миллионные, есть проблема ВИЧ, эти цифры надо чаще называть, надо называть фамилии тех, кто ответственен и повинен за то, что эти цифры не уменьшаются, а где-то и растут.

Дальше. Мы не можем сказать, как коллега Исаев (депутат фракции «Единая Россия» – Прим. ред.), что все ваше ведомство мы поддерживаем и благословляем на продолжение пути. У вас есть Минтруд, который позорит и Правительство и ничего не делает уже десятилетия.

Почему нужно ещё два года для того, чтобы пересмотреть потребительскую корзину, в которой содержание не для человека, а для ежика и ослика в московском зоопарке – вот такой там заложен продуктовый набор. Решение Минтруда 2016 года разнится с действующим на десятки процентов. Принята пролонгация. Как можно было, принимая закон о МРОТ, на три года пролонгировать действие потребительской корзины? Это противоречит нашему Регламенту, любой логике. Нельзя вносить концептуальные изменения во втором чтении, да тем более не касающиеся того закона, который мы рассматриваем.

Представьте себе, Татьяна Алексеевна, рассматривается любой закон, как отдельный депутат вносит поправку и пролонгирует деятельность Государственной Думы на три года. Что это такое? Это анекдот. Это нельзя принимать. Поэтому просим и требуем немедленно вернуться к требованию статьи №1 закона о потребительской корзине о пересмотре не реже, чем раз в пять лет. Прошло уже шесть.

Конечно, есть огромные проблемы в министерствах здравоохранения, образования. Практика, когда спасение детей, смертельно больных детей возлагается на народ страны через сбор средств – это должно быть исключением, а не правилом. Это в то время, когда триллионы рублей у нас в профиците в бюджете. Какие выводы делает Минздрав и вы для того, чтобы этого было как можно меньше, именно в исключительных случаях? Нет, похоже, кому-то очень понравилось, что лекарства не сертифицируются, квоты на операции нереальные, и поэтому люди должны ждать годами, либо не дождавшись этих квот, обращаться в благотворительные организации и ехать за рубеж, делать операции, покупать там лекарства. Выводы здесь должны быть сделаны, почему такая практика не просто не уменьшается, она развивается, популяризируется на экране телевизора.

Есть наш законопроект, Татьяна Алексеевна, о том, чтобы на жизненно важные лекарства наши граждане тратили не больше 10% своих доходов. Давайте этот закон примем и защитим таким образом каждую семью, каждого гражданина, всё остальное должно быть ему выплачено в качестве субсидии. Конечно, никакой оптимизации в здравоохранении, никакой этой концессионализации позорной, потому что это вялая такая прикрытая приватизация учреждений здравоохранения, тем более безальтернативно не должно проходить.

Поэтому просим здесь в обязательном порядке сделать выводы и прекратить эти процессы и в здравоохранении, и в образовании. Но главное, что мы ждём от вас, Татьяна Алексеевна? У вас колоссальный опыт считать деньги, указывать Правительству, финансово-экономическому блоку, где есть ресурсы, где есть резервы, лакуны и так далее. Наше предложение – применить эти знания, тот опыт для того, чтобы увеличить бюджеты здравоохранения, образования, консолидированные бюджеты не на процент инфляции, 5-10%, эти бюджеты должны быть увеличены в полтора-два раза. Это говорят коллеги из всех фракций. Я уверен, что и коллеги из «Единой России» согласны, что бюджет здравоохранения и образования должен быть на уровне 6-7% от расходов бюджета страны. Иначе все эти проблемы будут возникать как снежный ком. И руководители регионов, и руководители региональных Минздравов или образования ничего не смогут сделать. Давайте этот вопрос вместе с вами ставить перед Правительством, потому что иначе прорыва не будет. Не будет выполнения важнейших для страны проектов, не будет выполнена задача народосбережения, победы над бедностью, увеличения производительности труда, потому что с такой зарплатой невозможно её увеличить. И самое главное – даже санкции, прекращение санкций – это тоже вопрос, который находится в ваших руках, Татьяна Алексеевна.

Источник