11 декабря состоялось заседание Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга под председательством вице-губернатора Санкт-Петербурга Николая Линченко.

Заседание началось с минуты молчания в память о главном архитекторе Государственного Эрмитажа Валерии Павловиче Лукине, который ушел из жизни 30 ноября. «Валерий Павлович посвятил всю свою жизнь сохранению и развитию исторического наследия города, самозабвенно служил Эрмитажу — сказал вице-губернатор Санкт-Петербург Николай Линченко. — С его именем связаны работы на всех основных зданиях музея: Зимнем дворце, Главном Штабе, Меншиковском дворце, здании Биржи, строительство фондохранилища в Старой Деревне. Все, кто имел счастье работать с этим талантливым архитектором, будут помнить его как светлого и искреннего человека».

Перед тем как обсудить основной вопрос повестки, председатель КГИОП Сергей Макаров выступил с докладом по вопросу рассмотрения заявлений о выявлении объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в связи с поступившим обращением членов Совета по данному вопросу.

Существующий порядок выявления объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и включения их в перечень выявленных объектов культурного наследия установлен:

1. Статьей 16.1 Федерального закона от 26.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (поправки, вступившие в силу 22 января 2015)

2. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 02.07.2015 № 1905 «Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия»

3. Статьей 12.1 Закона Санкт-Петербурга от 12.07.2004 № 333-64 «Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге».

Нормы статьи 16.1 Федерального закона №73-ФЗ и процедура проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, установленная приказом Минкультуры России от 2 июля 2015 года №1905, предусматривают, что эта работа (за исключением объектов археологического наследия) осуществляется самостоятельно физическими и юридическими лицами.

Таким образом, любые физические и юридические лица вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – Реестр).

Специалисты отмечают, что данная процедура практически исключает возможность планомерного и научно обоснованного формирования Реестра. К счастью, в Петербурге такая работа уже была проведена КГИОП: формирование списка выявленных объектов велось Государственной инспекцией по охране памятников, начиная с 1970-х годов.

В результате натурного обследования исторической застройки города и изучения архивных материалов был сформирован огромный массив данных об объектах, требующий дальнейшего изучения для решения вопроса о целесообразности их включения в Реестр. Результаты были обобщены и оценены экспертизой, выполненной в 2000 году группой во главе с профессором Владимиром Лисовским при участии Михаила Мильчика, Сергея Семенцова и других крупных специалистов. Координация работы осуществлялась Борисом Кириковым.

Эта громадная работа завершилась изданием приказа КГИОП от 20.02.2001 № 15. Всего тогда в список вошло 2246 объектов (в том числе ансамблей, состоящих из ряда зданий и сооружений).

В настоящее время на территории Санкт-Петербурга 2729 выявленных ОКН.

На сегодняшний день историческая застройка Санкт-Петербурга в основном изучена и в подавляющем своем большинстве, за исключением единичных случаев, защищена либо тем или иным охранным статусом (путем включения в Реестр либо в число выявленных объектов), либо режимами объединенной охранной зоны.

Отдельные точечные изменения – как в списках охраняемых объектов, так и в границах и режимах охранных зон – безусловно, требуются и рассматриваются индивидуально.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ региональный орган охраны объектов культурного наследия организует в срок не более 90 рабочих дней со дня регистрации заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия.

Согласно статье 12.1 Закона Санкт-Петербурга от 12.07.2007 № 333-64 «Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге» все поступающие в КГИОП заявления о выявлении (за исключением не соответствующих формальным требованиям либо требованиям статьи 18 Федерального закона №73-ФЗ, предусматривающей обязательность истечения 40 лет с момента создания или возникновения объекта) рассматриваются коллегиально — комиссией с участием профильных научных сотрудников КГИОП и специалистов в области охраны объектов культурного наследия.

За период с 2015 по 2019 гг. КГИОП было принято 126 решений об объектах, обладающих признаками объектов культурного наследия. Из них о включении в перечень выявленных – 28 (т.е. 22%), об отказе во включении – 98.

Если проанализировать всю массу заявлений, безусловно, не приходится говорить о какой-либо системе в выборе заявителями объектов своего изучения. Большинство заявлений поступают либо от краеведов, занятых изучением того или иного исторического периода, автора или территории, либо – и это, пожалуй, наибольшая часть всех заявлений – от жителей города, проживающих в данном доме или поблизости от него и уже в силу этого убежденных в его высокой ценности.

В первой из названных категорий наиболее высок процент соответствия установленным законом требованиям.

По таким заявлениям были выявлены и к настоящему времени уже включены в Реестр после проведения необходимых экспертиз «Здания Общества торговцев рыбного рынка» (Московский пр., д. 10-12; заявитель – кандидат архитектуры З.В. Юркова), «Дача Ридингер» (Репино, Приморское шоссе, д. 394, заявитель – известный краевед Е.М. Травина; объект включен в реестр с уточненным наименованием «Дача И.Д. Крючкова»).

По заявлению исследователей мостостроения В.Н. Смирнова, А.В. Заболоцкой и В. Собора выявлен «Царскосельский железнодорожный мост», уже выполнена экспертиза для его включения в Реестр.

Также Сергей Макаров отметил выявленные в последнее время объекты:

«Стадион «Кировец» на Перекопской ул., д. 6-8 — выдающийся образец творчества архитектора Александра Никольского, выявленный в 2018 году по заявлению историка архитектуры Д.В. Козлова. Экспертиза по объекту выполнена в текущем году.

«Входные павильоны резервуара Петроградской фильтроозонной станции» (Пеньковая ул., д. 9, сооружение 1, лит. А). Экспертиза также уже выполнена.

«Дом призрения Германского благотворительного общества им. императора Вильгельма I» (Новороссийская ул. д. 46, к. 2). Включен в Реестр в 2018 году.

 «Железнодорожный вокзал станции "Дибуны"» (пос. Песочный, участок железной дороги «Черная речка – Новое шоссе», лит. В). Включен в Реестр в 2018 году.

«Главное здание Государственного оптического института имени С.И. Вавилова» (Кадетская линия, д. 5, к. 2, лит. В). Включено в Реестр в 2019 году.

Следующая группа заявлений – обращения жителей города, продиктованные их искренней любовью к родному дому, общественному зданию или пространству, издавна привычному для них. При этом побудительной причиной для подачи заявления, как правило, становится опасение – обоснованное или мнимое – за сохранность дома при проведении тех или иных строительных работ неподалеку.

Как правило, речь в таких случаях идет о примерах рядовой городской застройки, в большинстве случаев, являющихся историческими зданиями в силу закона Санкт-Петербурга № 820-7, проанализированный в 80-90-е годы и не рекомендованной в свое время ГИОП и привлеченными им экспертами к включению в число выявленных. В подобных ситуациях комиссия руководствуется объективной историко-культурной ценностью объекта, что и приводит к решению об отказе. Эти здания защищены требованиями режима зон охраны.

В качестве характерных примеров подобного подхода можно привести здания по наб. р. Мойки, д. 104, Почтамтской ул., д. 11, парк Авиаторов.

И отдельно следует сказать о группе заявлений, вызывающих обычно наибольший общественный резонанс. Речь идет о ситуациях, когда подача заявления о выявлении объекта является частью общественной кампании, направленной против осуществления того или иного проекта. Из поступивших только в последнее время обращений подобного рода можно назвать заявления о включении: здания на ул. Мира, д. 36, строений вокруг здания Левашовского хлебозавода, корпусов завода «Красный пекарь», здания детского сада 1930-х годов в Нейшлотском пер., д. 3.

При этом только 4 из 98 распоряжений об отказе во включении в список ВОКН обжалованы заявителями в судебном порядке (могилы Героев Советского Союза на территории Серафимовского кладбища; наб. р. Мойки, д. 104; Малая Митрофаньевская, д. 7а; Барочная ул., д. 4, лит. Ж, Е).

По результатам рассмотрения административных дел только распоряжение от 14.12.2016 (Малая Митрофаньевская, д. 7а) признано судебным органом незаконным — в связи с формальными нарушениями, допущенными КГИОП при процедуре выявления.

Трем заявлениям из четырех суд отказал в удовлетворении, таким образом, признав заключения комиссии и распоряжения КГИОП законными и обоснованными.

Остальные инициаторы заявлений правом на обжалование в судебном порядке распоряжений об отказе во включении не воспользовались, тем самым согласившись с позицией комиссии об отсутствии у объектов историко-культурной ценности.

Заместитель председателя КГИОП Алексей Михайлов выступил с изложением основных изменений проекта объединенных зон охраны объектов культурного наследия.

Очередная корректировка Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2009 №820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон» (далее – Закон Санкт-Петербурга №820-7) осуществлена с целью развития сбалансированной системы, позволяющей обеспечить должную сохранность как исторической среды объектов культурного наследия в целом, так и составляющих ее элементов.

Данная работа носит комплексный и последовательный характер, в связи с чем в работе детализированы все аспекты, обеспечивающие устойчивость положительной практики хозяйственной деятельности в исторической части Санкт-Петербурга: границы зон охраны, отдельные требования режимов, включая понятийный аппарат, а также сведения об исторически ценных градоформирующих объектах.

В проекте объединенных зон охраны объектов культурного наследия (далее – Проект) более 100 защитных зон объектов культурного наследия проанализированы и преобразованы в новые участки зон охраны с соответствующими требованиями режимов использования земель и требованиями к градостроительным регламентам.

По результатам исследования Проектом установлен ряд новых территорий зон охраны, включая территории в Невском, Выборгском и Курортном районах.

В рамках Проекта введено новое понятие «Смежный уличный фронт», что также отражено в картографических материалах ценных элементов планировочной и ландшафтно-композиционной структуры.

Данное нововведение обеспечивает однозначность толкования и применения норм, обеспечивающих сохранность композиции уличного фронта застройки.

Важным блоком Проекта является анализ в части допустимых изменений для возможности развития объектов социальной и транспортной инфраструктуры, на основании которых были также внесены изменения в режимы использования земель.

В связи решением Верховного Суда Российской Федерации по делу №78-АПГ17-10 о признании недействующими положений, регламентирующих понятие высоты зданий, в Проекте уточнен понятийный аппарат и порядок расчета высоты зданий, что в том числе отражено в картах высотного регулирования Проекта.

07.11.2019 состоялось рассмотрение Проекта на заседании рабочей группы по выработке концепции сохранения исторической среды объектов культурного наследия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (утверждена постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 16.10.2013 №559). По итогам заседания Проект поддержан и рекомендован для направления на согласование в Министерство культуры Российской Федерации.

Разработка проекта Закона Санкт-Петербурга о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга №820-7 на основании Проекта предусмотрена на I квартал 2020 года; утверждение изменений – на II квартал 2020 года.    

В результате обсуждения члены Совета одобрили новый проект объединенных зон охраны объектов культурного наследия.

Источник