Восемь процентов российских подростков «живут» в интернете, однако психологи не считают это патологией

Заместитель директора Школы антропологии будущего Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Павел Рабинович принял участие в 4-й Ежегодной межрегиональной научно-практической конференции «Цифровая социализация детей и взрослых: трансформация картины мира и вопросы безопасности». Встреча экспертов прошла 6 февраля на базе Психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Диалог с чиновником в режиме «цифры»

Директор Координационного центра доменов RU/РФ (КЦ, администратор национальных доменов верхнего уровня .RU и .РФ) Андрей Воробьев сообщил, что накануне состоялось заседание комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи с участием нового главы Минкомсвязи РФ Максута Шадаева. «По сути, речь идет о полном переводе общения граждан и бизнеса с государством на цифровые рельсы... Оно будет организовано исключительно в интернете посредством цифровых каналов. Бумажные носители пока предлагается сохранить», — отметил он.    При этом удобство, простота и безопасность сервисов становятся государственным приоритетом.

Андрей Воробьев также подчеркнул актуальность разговора о цифровой безопасности в контексте грядущей полной «оцифровки» медицины: «Проблема как раз в том, чтобы конфиденциальные данные были защищены от утечек, не стали доступны злоумышленникам. Это пока и сдерживает медицинское сообщество при принятии решения о полном переходе на хранение данных о состоянии здоровья пациентов в электронную форму».  

В 2009 году, когда в России впервые проходил Год безопасного интернета, национальный домен .RU возглавлял мировой антирейтинг по количеству сайтов, которые использовались в неправомерных целях, в том числе для распространения порнографии. Ситуация удалось исправить после подписания пакета документов, нацеленных на досудебную блокировку вредоносного и некорректного контента.

По словам Андрея Воробьева, еще одно большое направление работы связано с образовательным контентом: в этом году впервые выделены 3 миллиарда рублей на создание учебных курсов и интерактивных образовательных продуктов. Операторами этого проекта назначены Институт молодежи и Институт развития интернета. В состав учредителей последнего от имени Российской Федерации вошло федеральное Минобрнауки.

«Сегодняшняя, уже четвертая конференция на очень острую тему, — это важный этап для всех нас, — отметил в приветственном слове декан Психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, президент Российской академии образования Юрий Зинченко. – Хотелось бы, чтобы факультет, на котором преподавали Алексей Леонтьев, Александр Лурия, Василий Давыдов, Даниил Эльконин, и впредь служил площадкой диалога между экспертами и теми, кто принимает управленческие решения. И чтобы между собеседниками не возникало недосказанности».

В теме «цифровая трансформация» сами цифровые технологии стоят на последнем месте

Около 40% школьных педагогов во всех 85 субъектах Федерации признались, что продуктивно используют смартфоны на уроках, сообщил заместитель директора Школы антропологии будущего РАНХиГС Павел Рабинович. Однако электронные устройства — это всего лишь «чистый инструментарий», подручный инвентарь – в отрыве от глобальных вызовов, которые бросает школе экономика. «В теме «цифровая трансформация» сами цифровые технологии стоят на последнем месте», — сказал Павел Рабинович. Главного внимания заслуживают магистральные изменения: обнуление стоимости доступа к информации, переход к сложному обществу, где люди разных культур, мотиваций, интеллекта движутся каждый в свою сторону... Именно эти факторы определяют сегодняшнюю проблематику цифровой трансформации школы.

«Посмотрите, что происходит на рынке труда. Роботизация, информатизация активно входят в нашу жизнь. Какие профессии в этих условиях не рискуют быть заменены роботами? Творческие, но лишь при условии, что писатель или скульптор действует не по алгоритму», — отметил докладчик.  И в этом кроется главная угроза: в мире, где произошел фазовый сдвиг, школа продолжает тиражировать поведение по алгоритму.

Если для прежних поколений выбор был счастливой возможностью, то для поколения «сейчас и дальше» — это уже объективная реальность. И в этом кроется выход для современной школы: огромную ценность представляет формирование навыка осознанного выбора. Как никогда становится важно конструирование образов совместного будущего и коллективное действие учителей и учеников для достижения этих образов. «Содержание образования сегодня – это каждый человек», — подытожил свое выступление Павел Рабинович.

Интернет-зависимость вышла из списка патологий   

По мнению профессора факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и ведущего научного сотрудника Школы антропологии будущего Галины Солдатовой, традиционную и цифровую социализацию больше нельзя рассматривать по отдельности: «Мы должны на эти процессы смотреть комплексно и системно, чтобы понять, что происходит с нашим ребенком».  

«Цифровая трансформация» в сегодняшнем смысле – это процесс интеграции IT-технологий во все аспекты деятельности, а дети выступают передовым отрядом, который идет по «минному полю цифровой трансформации».

Начиная с 2010 года и далее, в исследованиях 2015 и 2019 года, факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Фонд развития интернет изучают сетевые привычки детей поколения Z, родившихся одновременно со смартфонами в 2001 году. Опросы ведутся во всех федеральных округах, в фокусе внимания – время пребывания респондентов в Сети, вопросы безопасности и цифровая компетентность. 

«Жизнь меняется стремительно. К примеру, позиция «Как часто вы пользуетесь сетью интернет?» у нас отпала в 2019 году, мы исключили этот вопрос из исследования. Просто потому, что в 2015 году количество ежедневных пользователей «паутины» среди детей и подростков перевалило за 89%. Этот вопрос теряет смысл и для родителей. В этом году они достигли уровня ежедневного пользования интернетом, который был зафиксирован у их детей шесть лет назад», — отметила Галина Солдатова, демонстрируя результаты исследований и их динамику.   В 2015 году среди вариантов ответов на вопросы появилась строка «Я живу в Интернете», около 8% подростков в возрасте от 14 до 17 лет выбрали именно этот ответ.

Каждый второй подросток считает, что живет в равной мере в обоих мирах. Примерно столько же не видят разницы между «виртуалкой» и реальностью, переключаясь между ними в зависимости от наличия времени и текущих задач.

«На основании полученных цифр можно говорить, что ситуация с интернет-зависимостью стала даже лучше, чем шесть лет назад. Появляется больше цифровой культуры, об интернет-зависимости как о патологии речи уже не идет. А вот о чрезмерной вовлеченности и регламентированном интернет-трафике мы говорить должны, и просто обязаны», — подчеркнула эксперт.

Также на конференции были затронуты вопросы цифровой социализации и организации психолого-педагогической помощи детям, столкнувшимся с проблемами в сети. Мастер-классам психологов и специалистов в области кибербезопасности посвящена вся вторая половина дня Конференции.

Организаторами конференции выступили факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Школа антропологии будущего Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС при Президенте РФ, Центр мониторинга рисков и социально-психологической помощи Академии социального управления (АСОУ), Фонд развития Интернет и портал Недопусти.ru.  

Конференция «Цифровая социализация детей и взрослых: трансформация картины мира и вопросы безопасности» открыла неделю безопасного Интернета в России в 2020 году, которая является официальной частью цикла мероприятий, приуроченных к Международному дню безопасного Интернета, учрежденного Европейской комиссией в 2004 году. Слоган Дня безопасного интернета 2020 – «Вместе за лучший интернет».

Неделя безопасного Рунета проходит с 11 по 19 февраля по всей России уже в 13-й раз. Все ее мероприятия объединяет тема безопасности пользователей Интернета, а также этичного использования технологий на благо человечества, максимизации возможностей и минимизации рисков.

Источник