31 октября в Париже в четвертый раз прошла Международная конференция: «Научное и образовательное пространство Европа – Россия: поиск эффективных форм партнерства», организованная РАНХиГС совместно с Российско-французским университетом (РФУ), Российско-французским центром образования и консалтинга Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС и Международной ассоциацией университетских профессоров и доцентов при ЮНЕСКО (IAUPL).
Участники конференции обсудили создание общего пространства науки и образования, перспективные модели международного партнерства в научной и образовательной сфере, возникающие сложности и инструменты их преодоления, современные технологии в обучении русскому языку как иностранному и другие темы. Модератором дискуссии стал директор ИГСУ РАНХиГС Игорь Барциц, который пригласил всех собравшихся принять участие в дальнейшем обсуждении темы, которое состоится в рамках Гайдаровского форума – 2020.
Открыл встречу Чрезвычайный и Полномочный Посол России во Франции Алексей Мешков, который рассказал, что сегодня наши страны реализуют 170 программ двух дипломов различного уровня, а во Французской республике учатся более пяти тысяч российских студентов. В то же время он отметил, что считает крайне скромным число французских ребят, проходящих обучение в России, и достижение баланса в этом направлении является одной из первоочередных задач. Алексей Мешков назвал успешным развитие Российско-французского университета: формат сетевого университета позволяет решать сложные образовательные и организационные вопросы и служит хорошей площадкой для сотрудничества. Дипломат убежден, что сотрудничество в образовании – важная часть межстранового диалога и полезный шаг для отношений России с Францией и Евросоюзом.
Ректор Президентской академии Владимир Мау напомнил, что весной 2019 г. было подписано соглашение о взаимном признании дипломов с Испанией, которое стало вторым после подписанного четыре года назад аналогичного соглашения с Францией. В этом же году официально начал действовать Альянс российско-испанских университетов. Владимир Мау поблагодарил руководителя Академической сети Совета Европы Микеле Николетти, судью Европейского суда по правам человека от РФ Дмитрия Дедова и начальника департамента политики и сотрудничества в области прав человека Совета Европы Михаила Лобова за поддержку в организации конференции, что позволило вывести ее на общеевропейский уровень.
Ректор РАНХиГС отметил, что сейчас ускоряется темп жизни, ее характер меняется в рамках одного поколения, увеличивается неопределенность. Ответом образования должны стать продуктивность и фундаментальность: нельзя научить навыкам, потому что неизвестно, какие именно из них будут востребованы через пять лет, но важно дать основы, на которых будут базироваться навыки. Владимир Мау отметил, что в ближайшие годы технологии машинного перевода позволят общаться без потери смысла и времени, а значит, незнание языка перестанет быть барьером для обучения. К этой ситуации необходимо готовиться, поэтому университеты должны быть не конкурентами, а партнерами. Владимир Мау подчеркнул, что сотрудничество университетов – важная часть Трианонского диалога и важное направление деятельности каждого конкретного университета.
Президент Университета Ниццы София Антиполис Эмануэль Трик отметил, что вузам удалось значительно продвинуться в диалоге, и эти успехи могут и должны быть использованы в развитии отношений между Францией и Россией. По его мнению, наиболее перспективным сегодня выглядит встраивание университетов в социально-экономическое развитие территорий, превращение их в интеллектуальные центры. Мишель Гэ, профессор Университета Лион-3, генсекретарь Международной ассоциации университетских профессоров и преподавателей (IAUPL), убежден, что обмены между университетами, сотрудничество преподавателей должны расширяться. Университеты обеспечивают будущее, и в этом их фундаментальная роль, подчеркнул французский профессор.
Начальник департамента политики и сотрудничества в области прав человека Совета Европы Михаил Лобов констатировал, что отношения двух стран сейчас не самые простые, и тем важнее становятся любые формы сотрудничества, в том числе университетского и академического. Руководитель Академической сети Совета Европы Микеле Николетти обратил внимание на необходимость привлечения университетов к сотрудничеству с Советом Европы для формирования академических сетей. Студенты и преподаватели могут стать посланцами Совета Европы, готовить и вносить изменения в конвенции, участвовать в развитии единого нового мира.
Конференция продолжилась двумя дискуссионными панелями – «Перспективные модели международного партнерства в научной и образовательной сфере» и «Инструменты преодоления ограничений в развитии международного университетского сотрудничества».
Источник