XVII международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования. Как спланировать и реализовать эффективные образовательные реформы» проходила в Московской высшей школе социальных и экономических наук (МВШСЭН) с 13 по 15 февраля. Ведущие эксперты России и представители зарубежной педагогической науки обсуждали современные подходы к образованию всех уровней.
Раннее развитие детей. Дорого, но эффективно
На конференции было отмечено, что успехи российских подростков в крупнейшей международной программе оценки учебных достижений PISA (Programme for International Student Assessment) оставляют желать лучшего. В связи с этим в школах появляется новый формат проверок – по стандартам PISA.
Выступая на круглом столе «Доверие и контроль в системе образования», заместитель директора НИЦ социализации и персонализации образования Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Ирина Пастухова предположила, что преподаватели могут начать натаскивать детей на эти задания. «Есть давление сверху, к которому школы вынуждены приспосабливаться. Им приходится имитировать натаскивание на тесты», — отметила она.
«Школа должна не занимать топовые места в рейтингах, не выпускать как можно больше стобалльников ЕГЭ, а помочь каждому ребенку», — процитировала она мысль директора московской школы №109 Евгения Ямбурга. К сожалению, принятая в образовании практика выставления отметок выполняет только контролирующую функцию. Альтернативой ей может стать формирующее оценивание, которое имеет тенденцию к распространению не только в нашей стране.
«Для нас важна не суммативная (накопительная) инспекционная оценка как основной способ получения достоверной информации, а формирующая оценка как антитеза контролю и требованиям современной школы», — подчеркнула спикер, представляя результаты апробации нового дидактического инструментария в рамках сетевой экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС.
Выступая на пленарном заседании, посвященном влиянию исследований на содержание реформ, Джеймс Холл (Университет Саутгемптона, Великобритания) сравнил процесс преподавания в системе дошкольного образования с сеянием семян, которые могут упасть на разную почву. Это влияет и на выбор педагогических стратегий. «Когда мы вкладываемся в раннее развитие детей, то выращиваем лучший урожай. Но это всегда стоит больших денег», — отметил он.
Сославшись на «кривую Хекмана» (Нобелевский лауреат, установивший связь между дошкольным развитием ребенка и процветанием общества), он обратил внимание на то, что знания и навыки, полученные в этот период, повышают вероятность получения знаний и навыков в будущем. Этот эффект особенно значителен для семей, живущих в неблагоприятных условиях, и одиноких матерей.
Декан факультета «Менеджмент в сфере образования» МВШСЭН Елена Ленская выразила опасение, что чем дальше, тем больше мы теряем педагогические способности наших учителей. «Мы ориентируемся на образовательную элиту... Но при этом многие учителя разучились обучать тех, кому учеба дается более трудно. Мне бы очень хотелось, чтобы в школах учили всех детей», — заявила она.
Как пощупать знания руками? Старшая школа в рыночном разрезе
Динамику показателей образования России и стран ОЭСР на материалах крупнейшей международной программы по статистике образования «Индикаторы образовательных систем» (INES) представил руководитель Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Марк Агранович. Он пояснил, что эти данные нужны для корректировки образовательной политики государств, участвующих в программе.
Развивая тему раннего формирования способностей, спикер отметил, что в странах ОЭСР «двойное повышение» (с 18% до 36%) охвата образованием детей в возрасте до 3 лет за последние 12 лет привело к росту экономической активности женщин. «Динамика роста экономической активности женщин повторяет динамику охвата детей программами раннего развития», — следует из доклада.
Правда, в России соответствующий показатель охвата незначительно снизился, с 21% до 19%, и начал расти только в последние годы. «Это связано с демографическими эффектами, закрытием части ясель, отвлечением федеральных средств на поддержку предшкольного уровня образования», — прокомментировал он.
Зато что касается охвата развивающими программами детей в возрасте от 3 до 5 лет, то здесь мы поднялись почти до уровня стран ОЭСР: с 52% в 2005-м до 82% в 2017 году.
Растущий как в нашей стране, так и на Западе запрос на профессиональные компетенции со стороны рынка труда приводит к снижению уровня занятости выпускников общеобразовательных программ. Ответом на этот сигнал экономики стал глобальный европейский тренд на повышение охвата молодых людей профессионально-техническими программами уже на уровне подростковой и старшей школ.
«Происходит рост доли выпускников школ, которые вместе с дипломом об окончании полного среднего образования получают некоторый сертификат о профессиональной подготовке, который признается рынком труда. То есть, на уровне низкой квалификации требуются профессиональные знания, которые можно увидеть и пощупать руками», — подчеркнул эксперт. Отметим, что в России доля таких выпускников в несколько раз меньше, чем в странах ОЭСР.
Бюджет образования: 95% на зарплату и немного на развитие
Несколько обратный процесс происходит на уровне третичного образования, где узкопрофессиональные знания теряют привлекательность у работодателя, так как любого выпускника все равно приходится переучивать. Вот почему на этих ступенях образования растут требования к общепрофессиональным компетенциям и soft skills, идет сокращение программ СПО, повышение участия в программах бакалавриата и в еще большей степени магистратуры.
Отвечая на вопрос преподавателя Ленинградского областного института развития образования Татьяны Рогозиной о суммах вливаний в систему общего образования России и о том, как эти деньги тратятся в контексте международных индикаторов, Агранович напомнил, что в нашей стране имеет место сильнейшая региональная дифференциация.
«То, как они тратятся, условно говоря, в Красноярске и в Туле, это существенно разный перечень статей... Во-вторых, у нас очень высокая доля заработной платы в России. Понятно, что, выполняя указы президента, мы вбухиваем все деньги именно сюда. Причем есть территории, которые вкладывают в эту статью больше 95%... Что у них остается на развитие?» — задал он встречный вопрос.
С другой стороны, если немедля и безоговорочно повысить учителю зарплату, то конкурента, который работает лучше него, он просто не пустит в школу никогда, считает участник конференции.
В рамках малого пленума «Адаптивная система профессионального образования: создание, управление, оценка» руководитель направления по развитию профессиональных квалификаций Фонда инфраструктурных и образовательных программ (группа РОСНАНО) Ангелина Волкова поделилась опытом разработки модели многофункционального центра оценки профессиональной квалификации.
«Одна из сверхзадач была сформировать систему по подготовке кадров в отдельно взятом отраслевом сегменте. Могу сказать, что у нас получилось сформировать даже некий региональный сегмент в этой части», — рассказала она.
По ее словам, исследователи пришли к необходимости выводить на рынок труда так называемых специалистов-квалификаторов, способных заниматься кадровым проектированием и кадровым обеспечением технологических и инвестиционных проектов.
Скорость адаптации – один раз в четыре года
Словосочетание «адаптивность и гибкость» в отношении качества программ среднего профессионального образования стало устоявшимся. По мнению директора НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимира Блинова, такая адаптивность создает возможность ориентировать программы на результаты, заданные внешними потребителями.
Новые ФГОС СПО по ТОП-50 (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным профессиям) это серьезный тормоз и в плане гибкости, и адаптивности программ, считает он. Заданное разработчиками жесткое соотношение инвариантной и вариативной частей стандарта «70 к 30» расширяет свободу не педагогов, а тех, кто их проверяет.
Аморфно прописанные условия реализации образовательных программ дополнила система непроверяемых результатов. «У нас красиво написано, что обучившийся по этому стандарту выпускник должен трудиться осознанно. Другое дело, под какой пыткой он признается, осознанно он это делает или нет», — проиллюстрировал он свою мысль.
Исследования показали необходимость четко сформулировать требования к стандарту и в части стабильности во времени действия его положений. Практика показывает, что срок жизни ФГОС СПО не превышает пяти лет. Но на деле составляющие его компетенции устаревают еще быстрее. А успеть за ними сложно, так как сама учебная программа утверждается лишь раз в четыре года.
На сегодняшний день в отрасли насчитывается порядка 500 ФГОСов. А по гамбургскому счету, их должно быть 60. «Многие страны уже вошли в этот ритм и свои регламенты моделируют на этой базе. А то, что предлагает работодатель, реализуется уже сверх стандарта», — пояснил эксперт.
Напомнив о созданном в Российской академии образования проекте Стратегии развития образования до 2030 года, он порекомендовал придать в нем дополнительному профессиональному образованию другой статус.
«Ну, почему мы не можем учесть вместо или в дополнение к какому-нибудь ЕГЭ то, что человек обучился кройке и шитью? Это же прекрасно, у него уже есть свой верный кусок хлеба. Или если он вокальный исполнитель? Это еще в детстве можно все набрать», — отметил он, предложив подумать о модели документа, который засчитывал бы такие достижения.
XVII международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования. Как спланировать и реализовать эффективные образовательные реформы» организована Московской высшей школой социальных и экономических наук совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и школой № 548 «Царицыно» при участии НИУ «Высшая школа экономики», Московского городского педагогического университета и АНО «Электронное образование для наноиндустрии» при поддержке Рыбаков Фонда.
Источник