Пресс-конференция, посвященная итогам Всероссийского форума экспертов по функциональной грамотности, состоялась 18 декабря 2019 года в МИА «Россия сегодня». На вопросы журналистов отвечали министр просвещения РФ Ольга Васильева, заместитель Председателя Центрального банка России Сергей Швецов, директор Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Максим Дулинов, заведующая центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования Галина Ковалева, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета Елена Казакова.
Задание ученикам – сформировать команду
Российские школьники обладают высоким уровнем знаний в предметных областях, но не всегда могут применить их в жизни, заявила министр просвещения РФ Ольга Васильева.
«Наши ребята показывают очень высокие результаты в области предметных знаний. Здесь практически равных нам нет, мы занимаем лидирующее положение по этой позиции на протяжении долгих лет, даже десятилетий. Но есть определенная сложность, которую знаем хорошо... Она в том, что наши дети не всегда справляются с применением знаний в повседневной жизни», — подчеркнула она.
Министр просвещения РФ напомнила, что в декабре были опубликованы результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Это мониторинговое исследование проходит раз в три года по одному из шести направлений: математической, читательской, естественно-научной, финансовой грамотности, креативному мышлению и глобальным компетенциям.
«Мы по-прежнему входим в группу стран со средними результатами, занимаем по чтению 31-е, по математике 30-е, по естественно-научной грамотности 33-е место из 79», — сказала она.
СПРАВКА. В 2018 году результаты российских участников PISA по читательской грамотности снизились на 16 баллов по сравнению с 2015 годом. А по математической грамотности их средний балл в 2018 году равен 488 баллам, всего на 6 баллов меньше, чем в 2015 году, при среднем показателе по странам 459 баллов.
Средний балл наших ребят по естественно-научной грамотности в 2018 году составил 478 баллов против 487 баллов в 2015 году. Как и в предыдущих циклах исследования, сегодня первые места стабильно занимают страны Юго-Восточной Азии.
Еще в начале года Министерство запустило мониторинг по функциональной грамотности, который включал международный инструментарий, а также собственные отечественные задания. министр пояснила, что цель этого мониторинга – формирование у школьников 5 – 9 классов математической, читательской, естественно-научной грамотности, креативного и критического мышления.
«Понятно, что наши дети всегда отличались нестандартным мышлением, богатым воображением, но в 2021 году креативность войдет в определение направления оценки исследования PISA. Таким образом, мы должны и уже работаем на опережение», — рассказала она.
Вместе с тем эксперты, участвовавшие в проведении этих исследований, отмечали, что школьники перестали работать командой. «Это необходимо вернуть, потому что работа в команде является одним из основных условий успеха», — считает Васильева.
Только 9% подростков способны отличить факт от мнения
На пресс-конференции было представлено видеообращение руководителя Директората по вопросам образования и навыков ОЭСР, куратора Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA Андреаса Шляйхера к участникам Международного форума экспертов по функциональной грамотности, проходившего накануне в Москве.
«В современном мире все, чему можно научить, как и средства проверки усвоенных знаний, легко оцифровать, автоматизировать. Поэтому в будущем мы окажемся перед необходимостью сочетать потенциал искусственного интеллекта и человеческого разума», — отметил он.
Шляйхер назвал отличным примером такого сочетания способность учеников понимать, использовать знания, оценивать информацию, рассуждать и взаимодействовать с текстом, что в свою очередь позволит им принимать активное участие в жизни общества. «Именно такого определения функциональной грамотности мы придерживаемся», — поделился он, напомнив, что всего 9% пятнадцатилетних школьников способны отличить факт от мнения.
Сегодняшние дети ищут ответы на вопросы не в энциклопедиях, а в сетевой системе Яндекс или Google, где никто не подскажет им, где правда, а где ложь. Куратор PISA отметил, что в реалиях новой цифровой экосистемы скорость и объемы информации создают «идеальные условия для распространения фейковых, заведомо ложных новостей».
Таким образом, грамотность больше не сводится к извлечению знаний, а «заключается в их конструировании, выявлении, подтверждении достоверности».
Ставка на креативность
По словам заведующей центром оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО Галины Ковалевой, мониторинг формирования функциональной грамотности не следует путать с процедурами контроля или оценки. Стержневые установки мониторинга сфокусированы на создание национального инструментария, основанного на лучших достижениях международных экспертов и учитывающего то, что сделано в России.
Главная задача проекта – развитие в каждой школе каждым учителем способности ребенка применять знания, выходить за рамки учебного пространства.
Именно в исследовании PISA впервые зарождались идеи функциональной грамотности, формировался инструментарий ее оценки, и шаг за шагом, начиная с 2000 года, вводились все новые направления «повседневной грамоты».
«Это и решение проблем сотрудничества, и финансовая грамотность 2012 года, глобальные компетенции в 2018 году, и намеченное на 2021 год креативное мышление», — перечислила спикер.
«В России мы начали проект год назад. Оценив, к чему готовятся страны, реформирующие свои системы образования, в качестве ведущих взяли две темы: развитие креативного мышления и формирование глобальных компетенций», — сказала она, упомянув о тесном сотрудничестве разработчиков с группой компаний «Просвещение».
Это делается для того, чтобы все банки заданий, тяжелые учебно-методические материалы сразу шли в школы. В частности, для 5 – 7 классов создан большой задел новых учебных ситуаций, которые погружают участников урока в реальные проблемы жизни. Но главной опорой экспертов она назвала регионы, подчеркнув, что 24 из них участвовали в апробации на добровольных началах.
От традиционных задач новые инструменты отличаются, не только их много- и межпредметностью, но и тем, что требуют осознанного выбора стратегии поведения. На это нацелены все исследования качества образования в мире. Другая их особенность заключается в переводе ситуации с обыденного языка на предметный.
Что скажет учитель?
Директор Федерального института развития образования РАНХиГС Максим Дулинов привел цитату, которая достаточно четко и комплексно, по его мнению, описывает роль и задачи педагога.
«Вы, учителя, хорошо знаете, что нет и не может быть такого обучения, которое было бы оторвано от нравственного совершенствования учащихся. Когда вы преподаете, вы ведь не только сообщаете им необходимые в жизни знания, но вместе с тем учите их трудиться, преодолевать препятствия, критически относиться к себе, ставить перед собой большие цели. И главное, учите их самостоятельно думать. Так и только так получается сплав знаний и убеждений».
Также эксперт отметил: «Без доверия со стороны профессионального сообщества разработанный инструментарий не будет применен никогда. Завоевать доверие учителей как раз и поможет площадка мониторинговых исследований, не проверочных, за которыми следует наказание, а мягкий мониторинг, когда учитель понимает, для чего ему применять тот или иной инструмент».
У инертности системы образования есть один замечательный плюс – она защищает здоровье и безопасность детей от «моментальных нововведений». С другой стороны, та же инертность провоцирует имитационность. «Поэтому очень важно вырастить в профессиональном сообществе потребность в использовании этого инструментария в своей каждодневной деятельности», — заключил эксперт.
Источник