Исследование ФИРО РАНХиГС: 84% педагогов не справляются со стрессом

Федеральный институт развития образования (ФИРО) РАНХиГС провел всероссийский опрос руководителей, воспитателей и других специалистов дошкольных образовательных организаций (ДОО) «Анализ реализации ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях», реализованный в рамках госзадания.

Исследование было направлено на определение уровня предрасположенности руководителей, воспитателей и других специалистов ДОО к организационному стрессу, а также выявление дефицитов в программно-методическом обеспечении их деятельности, направленной на создание условий для организации эффективной работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Опрос показал, что практически половина воспитателей и специалистов в детсадах обладают низким уровнем стрессоустойчивости (40%). Вторая половина сотрудников дошкольных образовательных учреждений (44%) относятся к «смешанному типу» и выбираются из стресса от случая к случаю. О своей способности справиться с тяжелым стрессом, возникающими на работе, сообщили лишь 16% респондентов. Подавляющему же большинству сложно приспособиться к изменениям на работе, в том числе к новым образовательным стандартам.

Результаты опроса ФИРО РАНХиГС также показали, что одним из главных источников стресса для воспитателей является новый ФГОС. Всего же 77% воспитателей имеют трудности с адаптацией к изменениям. «Самая острая проблема – умение выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений. Воспитателям сложно находить компромиссы, уважать мнение других, не ущемляя своего, и признавать собственные ошибки, — рассказывает директор научно-исследовательского центра стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС Ольга Радионова. – Это характерно как для начинающих, так и для более опытных педагогов. Последние часто придерживаются мнения: “Я специалист и знаю, как работать. Я делал так 25 лет, и все было в порядке. А теперь от меня требуют выполнения новых стандартов”». Большинство воспитателей отметили, что в процессе повышения квалификации для них особенно актуальны курсы по работе с детьми с ограниченными возможностями. В числе таких курсов дефектология и клиническая психология, а также различные виды психотерапии и навыки общения с родителями.

Кроме того, авторы исследования выяснили, что работа воспитателем в условиях повышенного стресса опасна, а педагог с расшатанными нервами способен сорваться на воспитанниках, оставив серьезный след в сознании детей. «Если рядом с ребенком находится человек, постоянно испытывающий стресс, то права этого ребенка ущемляются. Такой воспитатель не всегда может проявить внимание, доброту, заботу, умение находить компромисс, то есть простые профессиональные качества», — подчеркнула Ольга Радионова.

Для решения этой проблемы ФИРО РАНХиГС предлагает комплекс мер. Среди них – включение тренингов по стрессоустойчивости в образовательные программы и курсы повышения квалификации педагогов, реализация службы поддержки педагогов на базе консультационных центров по оказанию психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста. Эксперты также отмечают, что часть работы могли бы взять на себя психологи детсадов, которых следует ориентировать не только на работу с детьми, но и на помощь коллегам.

СМИ об исследовании:

Известия: Нервная система образования: 84% педагогов не справляются со стрессом

Комсомольская правда: 84 процента педагогов не справляются со стрессом

ТАСС: «Известия»: почти 85% воспитателей в детских садах не справляются со стрессом

РЕН ТВ: Большинство педагогов не могут справиться со стрессом

Источник