Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС под руководством директора ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Т.Л. Клячко выпустил очередной межрегиональный мониторинг общего образования. Тема мониторинга – интересно ли детям учиться в школе?
Только четверть всех учащихся заинтересованы в учебе и не нуждаются в дополнительной мотивации к обучению. Во всяком случае, так полагают родители, принявшие участие в социологическом опросе. При этом среди семей, оценивших уровень жизни своей семьи как низкий или ниже среднего, доля детей, заинтересованных учебой, существенно ниже, чем в семьях с более высоким уровнем материального положения. На интерес детей к учебе влияет также уровень образования родителей: чем выше уровень образования отца, тем выше доля детей, заинтересованных в обучении. Образование матери почему-то не оказывает аналогичного влияния на мотивацию детей.
Доля родителей, считающих, что их ребенок заинтересован учебой и не нуждается в дополнительной мотивации, существенно сокращается по мере перехода ребенка из класса в класс. Если среди родителей первоклассников 45,9% семей отмечали интерес детей к учебе, то среди родителей восьмиклассников их доля сократилась до 15,1%. В 9–11-х классах наблюдается рост мотивации учащихся, что объясняется необходимостью подготовки к экзаменам – сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Как же повысить мотивацию и интерес детей к обучению в школе? По мнению родителей, в первую очередь следует изменить содержание образовательных программ (30,9% семей); согласны с необходимостью усиления использования информационных технологий на уроках 26,4% родителей.
Около 40% педагогов уверены, что для повышения мотивации учащихся необходимо совершенствование технологий и методик преподавания. Более половины учителей говорят о том, что нуждаются в методической поддержке по преподаваемому предмету. Методическое сопровождение необходимо не только молодым специалистам, но и опытным учителям, чей опыт преподавания превышает 30 лет. 52,4% учителей заинтересованы в предоставлении школьникам возможности выбора предметов для углубленного изучения.
Доля мотивированных учащихся, по мнению родителей, немного выше у детей, которые посещают школы с углубленным изучением отдельных предметов, лицее и гимназии, чем у тех, кто посещает обычные школы (29,2% и 25,1% соответственно).
Идею разделения выпускных экзаменов в школе и вступительных экзаменов в вуз в целом поддерживают 28,5% родителей, и наибольшее число ее сторонников – среди родителей учащихся 8–9-х классов (36,1–32,5%). Родители учащихся 10–11-х классов в меньшей степени склонны связывать подобную идею с повышением интереса детей к учебе, поскольку они более информированы о порядке проведения и содержании государственной итоговой аттестации. В старшей школе в большинстве своем учащиеся и их семьи нацелены на получение высшего образования, и сдача единого государственного экзамена для них предпочтительнее.
Интересно, что и родители, и учителя считают, что повысить интерес к учебе у детей можно, в первую очередь, за счет изменения содержания учебных программ. Полностью удовлетворены содержанием школьных программ 36,6% родителей, 52% семей – скорее удовлетворены, 9,6% родителей недовольны и 1,8% родителей совершенно недовольны содержанием образовательных программ. По мере взросления детей доля семей, полностью удовлетворенных содержанием образования, сокращается: если среди родителей первоклассников 46,4% полностью довольны учебной программой, то среди родителей учащихся 5-х классов таковых уже 39,1%. Проблемы в освоении программы, по их мнению, наиболее ощутимы с 6-го по 9-й класс: среди семей, чьи дети учатся в этих классах, самая большая доля родителей (около 13%), которых не устраивает содержание учебных программ. В 10–11-х классах уровень недовольства семей содержанием образования сокращается, т. к. основное внимание родители старшеклассников уделяют вопросам подготовки своих детей к сдаче ЕГЭ.
На оценку семьями содержательной части учебного процесса оказывает влияние успеваемость их детей: среди родителей отличников 41,4% семей полностью довольны содержанием образования, а среди родителей троечников – 32%. Как правило, родители считают, что если у их ребенка отметки в школе хорошие, то образовательный процесс организован правильно, а если отметки плохие, то нуждается в изменении содержание школьных программ. Однако даже среди родителей отличников 10,5% семей в большей или меньшей степени недовольны содержанием образования.
Большинство педагогов (73,6%) считают, что содержание образовательных программ нуждается в улучшении, и больше всего убеждены в этом учителя сельских школ (77%).
В ходе проведенного исследования был осуществлен социологический опрос родителей учащихся, учителей и директоров школ разных типов поселений в субъектах Российской Федерации, дифференцированных по социально-экономическому положению, а также проведен анализ открытых статистических данных Росстата, Министерства просвещения Российской Федерации о состоянии и развитии системы общего образования. Основной информационный массив включает результаты социологического исследования, проведенного в Псковской, Самарской и Ярославской областях – в 2019 г. Совокупный объем выборки в 2019 г. по регионам исследования составил 2247 учителей и 2220 представителей домохозяйств. Руководители социологического исследования – Е.М. Авраамова, Д.М. Логинов.
Мониторинг
Все выпуски мониторинга
Источник