10-11 декабря 2019 года в Москве проходило совещание руководителей организаций дополнительного профессионального педагогического образования субъектов РФ на тему: «Единое пространство дополнительного профессионального образования – гарантия достижения целевых ориентиров национального проекта “Образование”».
Программы ДПО получат оценку экспертов
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) для педагогов нуждается в модернизации, оно должно стать персонифицированным с использованием современных форматов обучения и актуального содержания программ, отметила Министр просвещения России Ольга Васильева.
Выразив мнение о необходимости создания единого федерального портала, посвященного дополнительному профессиональному педагогическому образованию, который включал бы программы, прошедшие профессионально-общественную экспертизу, Министр сообщила, что в работе по отбору лучших электронных образовательных программ и ресурсов ДПО в 2019 году приняли участие 19 пилотных регионов.
По словам Васильевой, целесообразно формирование единой модели повышения квалификации педагогов с учетом вариативной составляющей. «У нас должно быть много вариантов повышения квалификации учителя, и все они должны быть выложены на единый портал», — сказала она.
При этом, как подчеркнула Васильева, важно «сформировать широкий набор стажировочных площадок, где педагоги смогут проходить ту стажировку, которая им необходима».
Отметив, что в рамках НП «Образование» до 2024 года откроются не менее 225 Центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и 85 Центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, она пригласила участников совещания поразмышлять о таком распределении функций между центрами, чтобы они «не отбирали друг у друга хлеб».
По мнению Васильевой, «если я, учитель, не получаю по самооценке в своей школе того, чего достоин, то могу и должен прийти в центр независимой оценки квалификации и, ни с кем не воюя, подтвердить то, что имею». Это, добавила Министр, «одна из сфер профессиональной защиты педагога».
Что не так у наших подростков с логистикой?
Как считает модератор пленарного заседания, директор Федерального института развития образования (ФИРО) Президентской академии Максим Дулинов, «для того, чтобы независимая оценка качества заработала, необходимо выстроить систему, в которой она будет ценностно-значимой».
В логике 238-го ФЗ независимая оценка квалификации работника предполагает подтверждение соответствия его квалификации положениям профессионального стандарта. Однако по факту происходит, по его словам, наслаивание на каркас профстандарта традиционной системы аттестации. Она, в том числе, нуждается в коренном изменении, с точки зрения необходимости выстраивания единого пространства ДПО и единства его результатов.
«Учите, как считаете необходимым, но результат должен быть един. С этой точки зрения механическое совмещение двух систем, старой и новой, невозможно», — подчеркнул Дулинов, оговорившись, что это его экспертное мнение.
В связи с докладом Всемирного банка 2019 года «Насколько богата Россия?», где нашей стране отводится от 50 до 100 лет на то, чтобы догнать страны ОЭСР по человеческому капиталу, Министр просвещения РФ напомнила, что все этапы модернизации страна преодолевала за предельно короткие сроки, которые не припомнят историки сопредельных государств.
Спикер считает, что результаты российских школьников в международном исследовании PISA (The Programme for International Student Assessment) «провисли».
Пояснив, что в рамках PISA-2018 ученики впервые проходили на компьютерах тест, в котором были задания нового типа – интерактивные задачи по читательской грамотности, она акцентировала, что «с этим наши дети не справились».
«Наши дети очень “провисли”. И не потому, что мы не знаем, как работать с персональными компьютерами, а потому что мы не знаем, как выстроить путь логистический, саму логистику от получения знания в этом самом компьютере», — сказала она.
Контрафактов много, и в этом риск
Доля повышения квалификации педагогов в общей деятельности этих образовательных организаций с каждым годом уменьшается. Это говорит о том, что институты «берут на себя все более технологические и организационные функции, забывая о помощи учителю в его профессиональном становлении и росте», отметил заместитель Министра просвещения РФ Виктор Басюк.
Нонсенс сложившейся ситуации, по его словам, в том, что организация, реализующая программы ДПО, сама их разрабатывает, экспертирует, реализует и сама оценивает качество их освоения.
Спикер напомнил, что в соответствии с приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 в структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание профессиональных компетенций в рамках имеющегося перечня, которые педагог должен совершенствовать каждый раз, когда повышает свои знания и мастерство. Он добавил, что Министерством ведется работа по проектированию новой модели аттестации с использованием единых федеральных оценочных материалов.
«На рынке труда города действуют 226 организаций дополнительного профессионального образования. Однако наш анализ итоговой аттестации показал: много образования некачественного, и здесь есть риски», — отметил Председатель Национальной ассоциации организаций дополнительного профессионального педагогического образования, ректор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Степан Жолован.
С точки зрения директора Института педагогики СПбГУ Елены Казаковой, когда мы приглашаем учителей на курсы повышения квалификации, наша задача не рассказать им про исследования и проекты, а погрузить в проектно-исследовательскую деятельность. Потому что в школьном классе «мы, учителя, воспроизводим не то, что нам рассказывали в институте, а то, что вошло за долгие годы в ткани и смыслы, – воспроизводим свои собственные практики получения образования».
По словам Максима Дулинова, не нужно придумывать колесо: не каждый может и должен быть учителем. Поэтому бороться за своего абитуриента педагогические вузы должны начинать «не с первого курса, а с последних классов школы».
Источник