Компания «РТ-Техприемка» Госкорпорации Ростех отмечает сегодня 80-летие со дня основания. История технической приемки берет свое начало с 11 января 1940 года. В тот день Экономический совет при Совете народных комиссаров СССР принял постановление №69-42 «О технической приемке НКАП».
Сегодня «РТ-Техприемка» является не только специализированной организацией по контролю качества материалов и полуфабрикатов для авиации, но и Центром компетенций системы управления качеством Ростеха. О том, как проходило развитие организации, начавшей свой путь 80 лет назад, и какие важные задачи она решала на протяжении этого времени – в нашем материале.
Становление: предпосылки появления технической приемки НКАП
В конце 1920-х годов развитие промышленности СССР было плановым. Задачей первой пятилетки (1928–1932) было превращение страны аграрной в страну индустриальную; при этом также предполагалось нарастить в короткий срок военную и экономическую мощь. Планирование комплексного развития авиационной промышленности страны увязывалось с планами развития других отраслей экономики.
Советской авиации пришлось развиваться в ускоренном темпе, опережая порой собственную ресурсообеспеченность. Госплан СССР требовал за годы первой пятилетки достичь «темпов роста гражданской авиации до уровня передовых капиталистических стран, организацию производства моторов отечественной конструкции и отказ от импорта иностранных моторов». Все это создало предпосылки для появления совершенно новых организаций, которым было суждено взять на себя ответственность и контроль за результатами работы и производства авиастроительных заводов и цехов.
11 января 1940 года Экономический совет при СНК СССР принял постановление №69–42 «О технической приемке НКАП» (НКАП – Народный комиссариат авиационной промышленности СССР – государственный орган в ранге министерства, управлявший развитием авиационной промышленности в 1939–1946 годах). Начался процесс установления строгого государственного контроля на производстве, основанного на личной ответственности и многоступенчатой системе проверки качества – как материалов, так и узлов, деталей и сборки.
Перед авиационной промышленностью СССР была поставлена задача по качественному улучшению работы военной авиации за счет принятия на вооружение новых боевых самолетов, летные качества которых были на порядок выше. Возможность создания таких машин была напрямую связана с применением новых авиационных материалов. Также необходимо было учитывать, что увеличение скорости, дальности и высоты полета усложняло управление самолетами. Все это требовало идеальных параметров деталей, качества сборки и производства. Поэтому техническую приемку нужно было выводить на качественно новый уровень, централизованно и сразу же с максимальным охватом на территории всего СССР.
В итоге в начале первой же пятилетки были созданы новые модели самолетов и авиационных двигателей, лучшие из которых были приняты на вооружение и внедрены в серийное производство. На тот момент планировалось довести общее число гражданских самолетов до 4000 единиц, а также намечалось создание и развитие внутренних и международных авиалиний.
В послевоенный период в СССР начался новый виток качественного развития авиации – создание авиационной техники нового поколения, реактивной авиации. Кроме того, увеличилась доля НИИ и ОКБ в общем числе предприятий авиационной промышленности, появилось Министерство авиационной промышленности. Закладывалась и база развития реактивной авиации – велись интенсивные исследования по аэродинамике больших скоростей, устойчивости, управляемости и прочности скоростных самолетов, газодинамике воздушно-реактивных двигателей, разрабатывались жаропрочные материалы для газотурбинных двигателей.
Создание «Авиатехприемки»
Государственное предприятие «Авиатехприемка» было создано по приказу Министерства авиационной промышленности СССР от 26.07.1991 г. Далее «Авиатехприемка» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1999 г. №461 была передана в ведение Российского космического агентства, преобразованного в Российское авиационно-космическое агентство.
«Авиатехприемка» контролировала производство и качество материалов и полуфабрикатов авиационного назначения на 57 предприятиях электротехнической, химической, нефтехимической, металлургической промышленности в России и ближнем зарубежье, таких как корпорация ВСМПО-АВИСМА, МЗ «Электросталь», Челябинский металлургический комбинат, Самарский металлургический завод, Златоустовский металлургический завод, «Запорожсталь» и другие.
Создание «РТ-Техприемки» и Центра компетенций Ростеха
В 2008–2009 годах Россия, как и большинство других стран, преодолевала последствия финансово-экономического кризиса. Кроме того, принципиально новым моментом в истории промышленности, в том числе и авиации, стало появление в 2007–2008 годах сразу нескольких государственных корпораций, таких как Ростех, Росатом и другие.
10 июля 2008 года в соответствии с Указом Президента РФ «Авиатехприемка» была передана Госкорпорации Ростех, а спустя восемь лет переименована в АО «РТ-Техприемка». За это время было начато серийное производство нескольких самолетов, например новых Sukhoi Superjet 100, Як-130, Су-34, перенесено производство и обновлен Ил-76. Также серийно выпускается несколько модельных линеек гражданских и боевых вертолетов, в том числе новые «Ансаты».
Сегодня «РТ-Техприемка» является Центром компетенций системы управления качеством Государственной корпорации «Ростех», главная цель которого – формирование единой картины состояния качества продукции всех организаций в составе Ростеха и повышение эффективности функционирования систем управления качеством. За этим названием скрыт сложнейший комплекс мероприятий по построению системы управления качеством Ростеха: подтверждение качества материалов и полуфабрикатов от производителей, оценка соответствия материалов и полуфабрикатов для исключения предъявления рекламаций, контроль технологических процессов, разработка национальных и корпоративных стандартов качества, сертификация систем менеджмента.
Подробнее...