Выступление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной на пленарном заседании Государственной Думы РФ

Добрый день, Вячеслав Викторович! Добрый день, уважаемые депутаты!

Банк России ежегодно представляет на пленарном заседании Государственной Думы Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики. И действительно, как сказал Вячеслав Викторович, мы очень предметно обсудили Основные направления и на рабочей группе, и в комитетах Госдумы, и с фракциями. Я хотела бы поблагодарить депутатов за большую работу по этому направлению. Ваши замечания позволяют нам совершенствовать и подходы к политике, и формат представления наших основных документов.

Традиционно рассмотрение Основных направлений в Думе выходит за рамки только денежно-кредитной политики. Действительно, денежно-кредитная политика создает условия для развития. И я считаю правильным говорить и о том, каким образом мы достигали своей цели в прошедший период, и о том, как будем достигать ее в будущем. И возможно, даже более важно, какие плоды приносит экономике низкая инфляция, как влияет на развитие финансовой системы.

Я начну с экономической ситуации.

Экономический рост в этом году оказался скромнее ожиданий. Но сейчас экономика ускоряется, в III квартале она выросла на 1,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Рост поддерживают хороший урожай, торговля и ускорившиеся расходы бюджета. Напомню: задержка в бюджетных расходах оказала сдерживающее влияние как на рост в первом полугодии, так и на более быстрое снижение инфляции. Сейчас бюджетная политика, по нашим оценкам, из сдерживающей рост становится поддерживающей его.

Со своей стороны, чтобы создать условия для экономического роста, Центральный банк обеспечивает ценовую и финансовую стабильность. Это задает условия ведения бизнеса не только сегодня, но и завтра. Бизнес-планы компании составляют не на квартал или на год, а на несколько лет вперед. И низкая инфляция – это одно из ключевых условий для бизнес-планирования.

Наша денежно-кредитная политика, вы прекрасно это знаете, направлена на удержание инфляции вблизи цели 4%, и мы управляем ключевой ставкой в зависимости от того, какой видим прогноз, его факторы и риски.

Год назад, когда я выступала перед вами с Основными направлениями, мы проходили фазу борьбы с возросшими рисками ускорения инфляции. В течение года росли цены на бензин, было неспокойно на внешних финансовых рынках, мы также ожидали повышения цен вслед за изменением НДС в начале 2019 года. Тогда мы дважды повысили ставку, чтобы обеспечить быстрое возвращение инфляции к цели. Всего мы повысили ставку на 0,5 процентного пункта. Но с тех пор, по мере того как инфляционное давление уменьшилось, мы снизили ставку уже на 1,25 процентного пункта.

В результате превентивных действий всплеск инфляции оказался относительно небольшим, до 5,3%. Затем инфляция постепенно приблизилась к нашему целевому значению 4% и по итогам года будет на уровне 3,2–3,7%.

Более быстрое снижение инфляции произошло во многом из-за задержки в бюджетных расходах – мы закладывали эти расходы в свой прогноз, это влияло на наши решения по ставке. И если бы мы понимали реальный график расходования, то, возможно, могли бы раньше приступить к снижению ключевой ставки. Сейчас мы видим догоняющий рост расходов. И если жесткость бюджетной политики определять через ненефтегазовый дефицит, то по федеральному бюджету он снизился существенно – с 6,4% ВВП в октябре 2018 года до 5,1% ВВП в августе текущего года. И только к концу года, мы видим, он выйдет на запланированный уровень 5,9–6%.

Так как через бюджет реализуется около четверти совокупного спроса, равномерность бюджетных расходов важна для того, чтобы денежно-кредитная политика эффективнее достигала своих целей.  Этот год действительно был переходным периодом – периодом подстройки к увеличению НДС и к разворачиванию нацпроектов.

Наш прогноз на следующие три года показывает, что инфляция будет находиться на цели на всем прогнозном периоде, а темпы роста экономики будут постепенно увеличиваться.

Сейчас наша ставка составляет 6,5%. Это самое низкое значение с середины 2014 года. Важно, что ставка снижалась не за счет разгона инфляции, а на основе ее снижения, вслед за ней двигались и ставки по кредитам. Сейчас ставки по кредитам ниже, чем они были в 2013 году, когда ключевая ставка была 5,5%.

В мире в целом сейчас рост инвестиций существенно замедлился. И заметьте, это происходит при рекордно низких ставках по кредитам во многих странах. Инвестиции падают не потому, что кредит недоступен, а потому, что выросла неопределенность перспектив развития, глобального спроса на фоне торговых противоречий. Мы периодически слышим предложения сделать ставки ниже, даже сделать их отрицательными, как в Европе, чтобы росло кредитование и ускорился экономический рост. Но от того, что ставки станут отрицательными, причины, которые мешают инвестициям, не исчезнут. И в большинстве стран, которые прибегли к отрицательным ставкам, кредитование не выросло, а в ряде случаев даже замедлилось.

Но то, насколько наша экономика устойчива к изменению внешних условий, насколько здорова наша финансовая система, – это, конечно, напрямую влияет на инвестиции и на экономический рост. Финансовая и ценовая стабильность – это первые (если хотите, «нулевые») условия для экономического роста.

Мы осознаем, что внешние обстоятельства вряд ли станут более благоприятными: мировая экономика замедляется, это может привести (и уже приводит) к снижению цен и спроса на наши экспортные товары, торговые войны не утихают. Но наша цель – не дать этим обстоятельствам мешать развитию нашей страны.

Что мы делаем для обеспечения финансовой стабильности?

Первое – финансовые организации, банки прежде всего, должны быть устойчивыми и должны иметь запас прочности. На это направлена наша политика по оздоровлению и очищению банковского сектора.

Второе – это накопление резервов и изменение их структуры.

Как вы помните, в кризисный период 2014 года справиться с шоками нам помогли накопленные резервы: благодаря им мы смогли в том числе запустить валютное рефинансирование, чтобы помочь нашим компаниям спокойно выплачивать внешние долги, когда для многих из них закрылись внешние рынки.  В этом году международные резервы увеличились дополнительно на 72 млрд долл. США. При этом с начала 2018 года мы достаточно сильно изменили структуру наших резервов, снижая долю доллара. Это дает нам большую защиту, больше уверенности в любых экономических и геополитических обстоятельствах.

Третье – это защита от изменения нефтяных цен и других внешних факторов. Ее нам обеспечило сочетание плавающего валютного курса и бюджетного правила.

Ликвидная часть ФНБ превысит 7% ВВП, и Правительство обсуждает, как распорядиться этими деньгами. Мы рассчитываем, что будет выбран вариант, когда сохранится стабилизирующий, важнейший эффект бюджетного правила.

Четвертое – дедолларизация банковской системы. Мы все видели, как большие валютные обязательства при изменении внешних обстоятельств могут превратиться в проблему. Последние годы мы последовательно проводили политику девалютизации через регулирование. Валютизация кредитов предприятиям снизилась с почти 40% в 2015 году до 24,5% сейчас.

Одновременно растет доля расчетов в национальных валютах с основными торговыми партнерами, что также защищает нас от рисков, связанных с долларом.

Подытоживая часть моего выступления, посвященную денежно-кредитной политике, я хотела бы сказать: по нашей оценке, мы находимся в лучшей, чем когда-либо, форме с точки зрения ценовой и финансовой стабильности, а Правительство аккумулировало достаточно ресурсов для того, чтобы реализовать программу развития. И это база для так необходимого ускорения темпов экономического роста.

Теперь о других направлениях нашей работы, которые также создают предпосылки для экономического роста.

Развитие кредитования.

Кредитование предприятий растет умеренно – за три квартала рост на 3,6%, но при этом рост рублевых кредитов устойчиво держится на уровне 10–12%. У банков достаточно капитала и свободных средств для расширения кредитования.

Инвестиционную активность сдерживают не столько ставки, сколько качество делового климата и общая экономическая неопределенность.

Конечно, низкие темпы роста экономики в этом году не могут не вызывать беспокойства. Отчасти это связано с временными явлениями, в том числе с уже упомянутой задержкой в бюджетных расходах, но во многом – со структурными факторами, это основной фактор. И преодолеть структурные ограничения – это самая важная задача для нашей экономики.

Со своей стороны, чтобы стимулировать кредитование реального сектора, мы меняем подходы к регулированию, в том числе для проектного финансирования.  Приняли решение распространить его не только на ВЭБ, на долевое строительство, но и в целом на крупные инвестиционные проекты.

Потребительское кредитование растет более высокими темпами, чем корпоративное. Для его охлаждения мы ввели с октября показатель долговой нагрузки заемщика, чтобы не допустить чрезмерной закредитованности граждан. Это мера в большей степени превентивная. Наш анализ показывает, что здесь нет сейчас рисков финансовой стабильности.  И одновременно – и это очень позитивно – в розничном кредитовании выросла доля ипотеки. В сентябре годовой темп роста ипотеки составил 18,3%; это несколько ниже темпов прошлого года, но все равно это хороший темп. Ипотека поддерживает жилищное строительство, а строительная отрасль может быть источником роста в других отраслях.

Но мы с вами прекрасно понимаем, что нельзя перекладывать развитие стройки на плечи граждан, не предлагая им взамен защиты. А именно так и происходило раньше при долевом строительстве. Ко многим депутатам обращались избиратели с этой проблемой: невозможно призвать к ответственности застройщиков, получить возмещение.

К сожалению, попытки применить иные схемы защиты граждан, в том числе с использованием страхования, не дали желаемого результата. Конструкция закона позволяла страховым компаниям во многих случаях на легальных основаниях отказывать гражданам в выплатах. Сейчас принято законодательство (и мы его тоже активно поддерживали и продвигали), по которому и ответственность, и страховая премия передаются в фонд защиты прав дольщиков. По законодательству компании должны передать около 8,3 млрд рублей. На сегодня девять страховых компаний полностью исполнили свою обязанность и передали 1,4 млрд рублей, две пока передали 0,8 млрд из 2,4 млрд рублей. Но компании «Респект» и НАСКО, у которых мы отозвали лицензии, должны передать около 4,5 млрд рублей.

Ситуация с компанией «Респект» была предметом рассмотрения на одном из пленарных заседаний Госдумы. Хотела бы отметить, что арбитражный апелляционный суд подтвердил нашу правоту и правомочность приказов об аннулировании лицензий. Банк России направил материалы, касающиеся деятельности компании, в правоохранительные органы.

И что очень важно сейчас: в рамках рабочей группы Государственной Думы вырабатываются дополнительные системные меры для предотвращения подобных ситуаций, прежде всего по противодействию выводу активов.

Далее. С июля наша строительная отрасль переходит на счета эскроу. В этом механизме стройку кредитует банк и своими деньгами гражданин не рискует.

Следующая тема, которой я хотела бы коснуться, – развитие безналичных платежей.

Почему это  важно?

Это делает экономику более прозрачной, поддерживает электронную коммерцию, когда продавец и покупатель могут находиться за тысячи километров друг от друга. Это большая защищенность платежей, меньшие издержки, связанные с инкассацией, и так далее. Но это также улучшает эффективность нашей денежно-кредитной политики.

Безналичные платежи все более и более востребованы потребителями, и мы должны обеспечить удобные и безопасные инструменты: и для переводов между физическими лицами, и для оплаты товаров и услуг.

Пять лет назад на безналичные платежи приходилось всего 30% транзакций, и никто не верил, что тенденция изменится, но сейчас у нас уже 65% – это безналичные операции и 35% – это наличные платежи.

С 2015 года у нас есть национальный платежный инструмент – карты «Мир», а все внутристрановые транзакции, в том числе по международным платежным картам, проводятся через национальную систему платежных карт.

Карта «Мир» начинает осваивать пространство Евразийского экономического союза и СНГ, их уже принимают и в Турции, и во Вьетнаме.

В этом году мы запустили Систему быстрых платежей (СБП). Сейчас она обеспечивает для граждан дешевые переводы между 25 банками –участниками системы. 10 из 11 крупнейших [банков] уже вошли в эту систему. Это избавляет граждан от банковской монополии, когда переводы внутри экосистемы одного банка дешевы, а чтобы перевести деньги в другой банк и даже в другой регион, нужно заплатить высокую комиссию, часто – проценты от платежа.

И сейчас мы уже тестируем оплату товаров и услуг с помощью мобильного телефона по QR-коду. Тарифы в СБП в 2–3 раза ниже эквайринговых тарифов, а оборудование для приема платежей достаточно доступно. Это снижает издержки, сохраняет привлекательность безналичных платежей (напомню: на высокие комиссии эквайринга бизнес раньше часто жаловался).

И последняя тема, которую я хотела бы затронуть сегодня, – это защита прав потребителей и финансовая доступность.

В конечном итоге результативность нашей работы можно оценить именно по удовлетворенности потребителей.

Проблемы последнего времени были связаны со страхованием – ОСАГО.  Мы здесь несколько лет ведем работу по повышению доступности полисов в отдельных регионах,  прозрачности тарифообразования. И вторая тема проблемная – инвестиционное страхование жизни. Здесь мы столкнулись с недобросовестными практиками, когда людям продавался продукт, реальный доход по которому был заметно ниже, чем обещал продавец.

По ОСАГО в этом году жалобы упали на 40%. Это означает, что такие меры, как единый агент по ОСАГО, электронный полис, натуральное возмещение, тарифный коридор, сработали. И я хочу поблагодарить депутатов за поддержку многих инициатив, они все детально, подробно, горячо обсуждались. Тарифы по ОСАГО по стране снизились на 3,7%, в отдельных регионах – более чем на 10%.

По инвестиционному страхованию жизни в результате введенных ограничений рынок сократился на 32%. Но это было наше сознательное решение, это было необходимо. Опыт с ИСЖ показывает, что нам надо быстрее принимать законодательство о категоризации инвесторов, чтобы защитить людей от навязывания им рисковых продуктов и услуг.

Финансовая доступность. С прошлого года у нас были запущены специальные проекты по повышению финансовой доступности на Дальнем Востоке, Северном Кавказе и Юге России. Именно там существенная часть населения живет в малых и труднодоступных населенных пунктах и долгое время испытывала дефицит финансовых сервисов. Сейчас там реализуются проекты и банков, и Ростелекома с нашим участием с использованием мобильных офисов, со снятием наличных через кассы магазинов, расширением доступности к Интернету и мобильным финансовым услугам. И в результате доля населенных пунктов с неудовлетворительным уровнем финансовой доступности только на Дальнем Востоке сократилась с 17 до 13,5%, а доля населенных пунктов с хорошим уровнем финансовой доступности увеличилась с 58 до 84%. И мы такие проекты будем продолжать. На наш взгляд, это очень важный элемент повышения доступности финансовых услуг.

И в завершение я хотела бы сказать, что действительно мы видим прогресс в движении к тем целям, которые важны для нашего общества, для нашей экономики. Стабильная инфляция и устойчивая финансовая система, более гибкий и отвечающий потребностям экономики финансовый рынок. Мы не смогли бы пройти и половины этого пути, если бы не получали поддержки законодателей. Я хотела бы поблагодарить вас за постоянное, заинтересованное, очень плотное сотрудничество, за те дискуссии, которые мы проводим, для поддержки ключевых для развития финансовой системы инициатив.