Банк России впервые публикует годовую статистику по возврату банками своим клиентам денег, которые были украдены кибермошенниками: в 2019 году банки компенсировали гражданам 870 млн рублей, похищенных в результате несанкционированных операций.

В 2019 году 7 из 10 хищений осуществлялись с применением методов социальной инженерии, то есть в результате обмана или злоупотребления доверием граждане сами сообщали кибермошенникам данные, что вело к потере средств — этим фактом в большой степени обусловлена сумма возвращенных денег. По закону банк обязан компенсировать клиенту похищенные средства в том случае, если клиент не нарушал условия договора — в частности, если он не сообщал злоумышленникам сведения, разглашение которых привело к потере денег (номер карты, пароль из СМС, СVV-код и т.д.). Предоставление мошенникам конфиденциальной информации гражданами является наиболее распространенным нарушением условий договора. Чуть более года назад Банк России ввел новую форму отчетности, которая позволяет отслеживать, насколько добросовестно кредитные организации исполняют норму закона, обязывающую компенсировать клиентам похищенные деньги.

Большая часть денег граждан — около 3 млрд рублей — похищена в результате оплаты товаров и услуг в Интернете. Через системы дистанционного банковского обслуживания было незаконно списано 2,2 млрд рублей. Через банкоматы и платежные терминалы в прошлом году похищено 525 млн рублей. Всего же в результате 572 тыс. операций, совершенных без согласия клиентов, мошенники незаконно списали со счетов физических лиц около 5,7 млрд рублей. У юридических лиц в прошлом году в результате более чем 4,6 тыс. несанкционированных операций кибермошенники украли 701 млн рублей.