Фото: Александр Щербак. Информационное агентство ТАСС
Представители Северного флота и Русского географического общества подвели итоги Комплексной экспедиции на архипелаг Земля Франца-Иосифа. Она продолжалась с 1 августа по 27 сентября. Её анонсировал Президент РГО Сергей Шойгу весной 2019 года. Руководил экспедицией командующий Северным флотом вице-адмирал Александр Моисеев, научное руководство осуществлял начальник управления штаба Северного флота полковник Сергей Чуркин. В Комплексной экспедиции приняли участие два отряда: сухопутный – по исследованию острова Земля Александры, и морской – на спасательном буксирном судне «Алтай» Северного флота, совершивший беспрецедентный поход на архипелаги Новая Земля и Земля Франца-Иосифа.
Фото: Александр Щербак. Информационное агентство ТАСС
Участникам удалось открыть пять новых островов, которые появились после таяния льдов, исследовать стоянки арктических экспедиций и освоить способы борьбы с хищными животными без применения грубой силы. По словам вице-адмирала Моисеева, ранее острова были скрыты ледовым покровом. Названия островам участники экспедиции пока не дали.
Как рассказал представителям СМИ командующий Северным флотом вице-адмирал Александр Моисеев, за время экспедиции спасательно-буксирное судно «Алтай» ВМФ России прошло 4500 миль (8330 км). Поход спасательного буксирного судна «Алтай» стал самым продолжительным походом судна не ледового класса в районе архипелага, а также рекордным по широтности свободного плавания – 82016’ северной широты. Судном пройдено более 4,5 тыс. миль, при этом общий объём съёмки рельефа дна способом маршрутного промера составил более 4,5 тыс. км. Впервые судно подобного водоизмещения прошло проливами Неймаера и Бута.
Фото: Александр Щербак. Информационное агентство ТАСС
Экспедиция уточнила максимальную глубину Баренцева моря, она составила 632 м. А также впервые в истории выполнены маршрутные промеры по всей протяжённости проливов Северо-Восточный, Неймаера, в северной части пролива Бута между островом Грили и островом Угольные Копи, что дало представление о распределении глубин и возможностях здесь судоходства.
Фото: Александр Щербак. Информационное агентство ТАСС
О подробностях экспедиции рассказал командир экспедиционного отряда, старший специалист управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота Денис Крец, командовавший судном «Алтай». Он сообщил, что были обнаружены остатки стоянок и факторий, предположительно оставленные исследователями Арктики в XIX веке.
На одной из стоянок, расположенной на острове Пахтусова, экспедиция нашла шлюпочный компас, предметы быта, шахматы и даже женскую или детскую обувь.
Фото: Александр Щербак. Информационное агентство ТАСС
– Мы нашли несколько пар сандалий, предположительно 25–30-го размера. За факторией нами были найдены две могилы, одна из них – с женским захоронением. Это говорит о том, что люди жили здесь, рожали детей, вели полноценную жизнь на самом краю земли, – рассказал Денис Крец.
Также впервые с середины XX века исследована полярная станция в заливе Благополучия на острове Новая Земля, разрушенная немецкой подводной лодкой U-711 в 1943 году. Находки, по словам Дениса Креца, подтверждают свидетельство капитана подлодки о том, что советская станция была расстреляна из зенитных орудий зажигательными боеприпасами. Об этом свидетельствуют найденные стеклянные сосуды и другие предметы, частично оплавившиеся во время пожара станции.
Фото: Александр Щербак. Информационное агентство ТАСС
На острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа экспедиция обследовала остатки метеостанции немецких войск. Были найдены лекарства, фрагменты оружия, консервы и даже подствольный немецкий гранатомет с гранатой. Обнаруженные находки, как рассказал командир экспедиционного отряда, позволяют сделать важный вывод:
– Все обнаруженные вещи, изготовленные из металла, были сильно деформированы из-за воздействия погоды. Предметы, изготовленные из других материалов – кожи, пеньки, дерева, ткани, – сохраняются. Как, например, обнаруженный фрагмент немецкой плащ-палатки, которая даже не выцвела, – сообщил Денис Крец.
Фото: Александр Щербак. Информационное агентство ТАСС
По его словам, главные опасности, которые подстерегали экспедицию на всём маршруте, – это суровый климат и дикие животные: белые медведи и моржи.
– При высадке, если вам в обувь попадает морская вода, вы ощущаете, будто туда залили расплавленный свинец. Температура воды вблизи берега составляет минус 1,4 градуса. Вода не замерзает из-за высокой плотности и солёности. В результате такого «ожога» человек в лучшем случае может получить шок, а в худшем – простудиться. Про сильные ветра на Севере, я думаю, упоминать даже не нужно, – подчеркнул командир экспедиционного отряда.
Фото: Александр Щербак. Информационное агентство ТАСС
О встреченных опасностях рассказал также путешественник Леонид Круглов, принявший участие в экспедиции. Так, однажды спасательная лодка подверглась атаке моржихи, которая, предположительно, приняла судно за угрозу своему детёнышу. Также экспедиция неоднократно сталкивалась с белыми медведями, отбиться от которых помогли современные технологии:
– Иногда на месте высадки нас встречали сразу три-четыре белых медведя и серьёзно затрудняли продвижение. Для их отпугивания хорошо пригодились коптеры. Несмотря на то что при планировании экспедиции выбирали самые малошумные модели, жужжание коптеров всё равно отпугивало зверей. Можно сказать, что благодаря этому в ходе экспедиции ни один человек и ни одно животное не пострадали, – уточнил руководитель медиагруппы РГО в экспедиции Леонид Круглов.
Фото: Александр Щербак. Информационное агентство ТАСС
Источник