Премьера оперы «Пеллеас и Мелизанда» Клода Дебюсси в Мариинском театре

24 и 28 октября в Концертном зале Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева состоится первая премьера сезона 2019/20 – опера Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда». Режиссером, художником по костюмам, а также художником-постановщиком в соавторстве с Марселем Калмагамбетовым выступит Анна Матисон.

Партии готовят:
Пеллеас – Гамид Абдулов, Егор Чубаков, Владимир Мороз;
Мелизанда – Айгуль Хисматуллина, Анна Денисова, Ирина Матаева;
Аркель – Олег Сычёв, Владимир Феляуэр;
Женевьева – Елена Соммер, Елена Витман, Злата Булычёва;
Голо – Андрей Серов, Евгений Уланов.

«Пеллеас и Мелизанда» – вторая режиссерская работа Анны Матисон в Мариинском театре. Ее дебютная постановка – опера Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок» – была представлена под управлением Валерия Гергиева в Мариинском-2 в декабре 2014 года. В 2017 году видеозапись оперы была выпущена на лейбле Mariinsky в формате DVD и Blu-ray. Диск получил номинацию на музыкальную премию Grammy (2018) как лучшая оперная запись года, а также немало первоклассных отзывов, в том числе в таких престижных изданиях, как BBC Music и Gramophone, где постановка названа «отличным вариантом для первого знакомства с оперой Николая Римского-Корсакова».

О своей новой работе в Мариинском театре Анна Матисон рассказала: «Маэстро Валерий Гергиев давно хотел поставить “Пеллеаса и Мелизанду” в Концертном зале – именно здесь возможно реализовать все нюансы этой партитуры. В музыке Дебюсси нет привычных дуэтов, терцетов, хоров, но есть лейтмотивы, – их мы тщательно рифмуем, иногда повторяя буквально одну и ту же мизансцену с разными героями. Метерлинк щедро использовал символы, превращая традиционный любовный треугольник в философское высказывание. Сохраняя уже имеющиеся символы, мы дополняем их новыми. Так, умирающее королевство с умирающим королем становится почти ушедшим под воду кораблем, а герои вынуждены выживать среди обломков, которые тоже вот-вот исчезнут».

Из более десятка оперных проектов, которые Клод Дебюсси всерьез обдумывал, завершил он лишь один – оперу «Пеллеас и Мелизанда». Сочинение на основе одноименной пьесы Мориса Метерлинка было закончено в 1895 году, но попытки его поставить удались не сразу. Премьера состоялась в Париже в Опера-Комик 30 апреля 1902 года. Тогда отсутствие в партитуре песен и танцев, хоров и ансамблей, полутона и тончайшая звукопись, которые заботили композитора, оставили слушателей в недоумении. Однако с течением времени оценка сочинения возрастала, а для французов эта опера Клода Дебюсси стала предметом национальной гордости и событием историческим, обозначив начало ХХ века в музыке. В России «Пеллеас и Мелизанда» впервые была представлена в 1915 году на сцене петроградского Театра музыкальной драмы и затем почти сто лет не ставилась в Санкт-Петербурге. Лишь в 2012 году к ней обратился Мариинский театр, представив спектакль в режиссуре Даниэла Креймера.

Премьерные показы новой постановки также пройдут в Концертном зале 5 ноября и 13 декабря.

Источник