Русский музей является одним из пионеров в освоении видеоискусства в российском музейном пространстве. Начиная с 1996 года с выставки «У предела», на которой впервые в России были представлены работы классиков видеоискусства Билла Виолы и Брюса Наумана, в музее неоднократно проводились выставки с участием международных и российских видеохудожников.
Экспериментальные видеоработы Ольги Тобрелутс продолжают серию выставок «Механический балет. Видеоискусство в Музее Людвига в Русском музее». Название цикла отсылает к одноименному короткометражному фильму известного французского художника Фернана Леже «Механический балет» (Ballet mécanique), снятому в 1924 году. Этот «танец машин», объединенных ритмом и монтажом, оказал огромное влияние на развитие авангардного кино и анимации. В семи выставках, последовательно показанных друг за другом в Музее Людвига в Русском музее, художники по-разному переосмысливают опыт киноавангарда, традицию «оживления» механизмов и подчеркнутого автоматизма движений в перформансах. Огромное значение играет звук, который визуализируется в абстрактных и фигуративных образах, а также движение камеры и монтаж – элементы новой хореографии видеобраза.
Ольга Тобрелутс является одним из пионеров видео и медиаарта в России. В 1991 она прошла курс обучения компьютерной графики в Институте Art+Com в Берлине. Вернувшись в Санкт-Петербург, Тобрелутс отказывается от живописи и первой среди художественного сообщества обращается к компьютерной графике, совмещённой с фотографией и 3D моделям. Художница соединяет мифологию и новые технологии. Она входит в состав Новой академии изящных искусств, созданной Тимуром Новиковым, став профессором кафедры Новых технологий. Брюс Стерлинг назвал Ольгу Тобрелутс «Троянской Еленой с видеокамерой и компьютером».
В 1995 Тобрелутс получила первый приз «Videovision» на фестивале «Третья реальность» в Санкт-Петербурге (видеофильм «Горе от Ума»). В 1998 — приз «Лучшая европейская компьютерная графика» на фестивале RIFFELKUNST (Гамбург, Германия). В 2000 Тобрелутс вошла в десятку победителей интернационального конкурса медиаинституций (Тайвань). В 2001 начинает масштабный проект «Кесарь и Галилеянин» по одноимённой драме Генриха Ибсена, который выставлялся в Henie Onstad Museum в Осло, а затем в Русском музее в Санкт-Петербурге. Начиная с 2003 года, художница возвращается к живописи. В 2016 Тобрелутс избрана в почётные академики Российской Академии Художеств. В 2019 вместе с кураторами Мице Янкуловски и Корнелией Конеска художница сделала выставку «Транскодер. До и после медиа в абстракции» в павильоне Северной Македонии на 58-ой Венецианской биеннале
Ольга Тобрелутс обращается в своем творчестве к узнаваемым идеальным образам из истории искусства и массовой культуры, которые она обрабатывает, соединяя их посредством компьютерной технологии. Художница актуализирует образцы античной и ренессансной культуры, придавая им облик современных культовых фигур. В 1993 году Тобрелутс создала свою первую серию компьютерных коллажей «Имперские отражения», находящихся в собрании Русского музея, где предстала сама в образе античной музы на фоне исторических декораций. Мир цифровой технологии и идеи классической красоты соединились в утопическом пространстве совмещенных эпох. В экспериментальных видео «Казанский собор. Вода» и «Казанский собор. Огонь» (1993), а также в работе «Вечная музыка» (1995) художница оживила свой компьютерный коллаж, создав новую реальность. Эти эксперименты Тобрелутс продолжила в видеоработах «Последний подвиг Геракла» (1996) и «Сон Александра Македонского» (1998), основанный на серии её коллажей, сделанных по мотивам скульптуры М.И.Козловского «Бдение Александра Македонского» (нач. 1790-х) из собрания Русского музея.
ограничение 12+
Источник