Крупнейшее сочинение французской оркестровой музыки XX века – «Турангалила-симфония» в Мариинском театре

30 января в Концертном зале Мариинского театра прозвучит крупнейшее сочинение французской оркестровой музыки XX века – «Турангалила-симфония» Мессиана. Ее исполнит Уральский филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса – один из немногих коллективов в России, имеющих в своем репертуаре эту грандиозную партитуру. Оркестр с успехом сыграл симфонию в декабре прошлого года в Екатеринбурге, а после выступления в Петербурге представит ее в московском зале «Зарядье».

Название «Турангалила» происходит от санскритских корней и означает: песнь любви, гимн радости, времени, движению, ритму, жизни и смерти. Мессиана, истинного космополита в музыке, вдохновляли музыкальные традиции разных культур: звучание джаза, индийских раг, индонезийского гамелана. В симфонии они воплощены в причудливом сочетании с элементами авангардного стиля. Музыка сочинения пронизана ритмами экстатического танца и любимыми композитором птичьими напевами.

Десятичастная симфония обладает поистине огромным размахом – она длится без малого полтора часа и написана для гигантского оркестрового состава. Сольные партии исполняют фортепиано и волны Мартено – электромузыкальный инструмент, изобретенный во Франции в 1928 году и благодаря своему необычному «космическому» тембру полюбившийся композиторам как академических, так и экспериментальных жанров. Голос этого инструмента, по словам супруги Мессиана Ивонн Лорио, он «ожидал услышать на небесах». На концерте солировать будут французские музыканты, чей творческий путь связан с Мессианом: Роже Мюраро (фортепиано) и Натали Форже (волны Мартено). Роже Мюраро, чье исполнение высоко ценил сам композитор, записал всю его фортепианную музыку, а Натали Форже – ученица Жанны Лорио, первой исполнительницы партии волн Мартено во многих сочинениях Мессиана.

Источник