Константин Лейфер. Фото: Алексей Михайлов
Ещё два месяца, до 16 февраля 2020 года, на портале photo.rgo.ru будет идти приём работ на VI фотоконкурс РГО «Самая красивая страна». О нововведениях в конкурсе, предпочтениях членов жюри, допустимости постановочных снимков и других часто задаваемых участниками проекта вопросах мы поговорили с председателем жюри конкурса Константином Лейфером.
– Расскажите о нововведениях в фотоконкурсе «Самая красивая страна» в 2019 году.
– Нововведений достаточно много. Начнём с номинаций. В этом году категории «Дикие животные» и «Птицы» объединены в одну – «Дикие животные». Появилась номинация "Фотопроект", куда принимаются серии снимков – от 4 до 10 работ, объединённых общей темой или изобразительным решением. Ещё одна новая категория – «Живой архив». В номинацию принимаются современные фотокомпозиции, повторяющие архивные фотографии. Учреждается Приз зрительский симпатий. Его обладатель будет определён путем открытого голосования на сайте фотоконкурса из числа финалистов во всех номинациях.
«Овцебыки». Фото: Константин Шатенев, финалист V фотоконкурса РГО «Самая красивая страна» в номинации «Дикие животные»
– Раньше в одну номинацию фотоконкурса можно было подавать не более пяти работ, теперь ограничения нет. Но всего на конкурс по-прежнему можно загрузить не более 25 снимков.
– В этом году фотографы, чьи работы выйдут на очное голосование экспертной комиссии, получат дипломы полуфиналистов в электронной форме.
– Почему в состав жюри фотоконкурса входят люди, не имеющие отношения к фотографии?
– В состав жюри входят и должны входить люди, имеющее отношение к культуре и искусству в самом широком смысле этого слова. Именно поэтому в жюри приглашаются кинематографисты, музейщики, музыканты, фотографы-неанималисты. Ведь фотография – это эмоция. Профессиональные эксперты делают большую работу, отбирая из массы снимков лучшие с точки зрения фотографии, а жюри уже выбирает из этих лучших самые-самые – те, что несут зрителю наиболее сильную эмоцию.
Фото: Алексей Михайлов
– Что вы посоветуете участникам, которые загружают фотографии на конкурс, на какие моменты стоит обратить особое внимание?
– Посоветую посылать те фотографии, где конкурсанты чувствуют себя сильнее всего, не пытаться отправить работы во все номинации «а вдруг». Лучше меньше, да лучше!
– Правда ли, что из года в год выигрывают одни и те же фотографы?
– Неправда, достаточно посмотреть списки победителей.
– Есть ли шанс у фотографа-любителя с непрофессиональной камерой – не в номинации «Снято на смартфон» – выиграть в фотоконкурсе?
– В фотоконкурсе – нет, а в номинации – да!
«Вдохновение». Фото: Сергей Давыдов, финалист V фотоконкурса «Самая красивая страна» в номинации «Снято на смартфон»
– Какой снимок скорее понравится жюри – с оригинальным сюжетом или хорошего качества, но стандартный? Если предположить, что все вместе невозможно.
– Конечно же, с оригинальным сюжетом. При условии, что качество снимка удовлетворяет требованиям конкурса.
– Правда ли, что сегодня жюри фотоконкурсов предпочитают снимки, обработанные в фоторедакторах?
– Не совсем. Дело в том, что снимок невозможно не обрабатывать в графическом редакторе. Это необходимо сделать. Дальше вопрос в степени вмешательства в снимок инструментами обработки. Для этого конкурсу и нужны остроглазые эксперты.
Фото: Алексей Михайлов
– Можно ли воздействовать на природу во время съёмок? Если, например, приманить птиц кормом и снимать их – это считается нарушением правил конкурса? Где грань, когда вмешательство становится этически неприемлемым?
– Воздействовать на природу нельзя. Только наблюдать и фиксировать. Представьте, что фотограф срубит дерево, чтобы увидеть птенцов в гнезде. Это же невозможно, верно?
– Можно ли присылать постановочные фотографии в номинацию «Многоликая Россия»? Или снимки должны быть сделаны методом репортажной съёмки, без взглядов в кадр и позирования?
– Везде важен баланс. У нас были случаи, когда фотограф одевал героев в костюмы из музея этнографии и они устраивали спектакль, причём одни и те же люди снимались в разных костюмах. Это недопустимо. Если же фотограф присылает постановочный портрет, а портреты в большинстве случаев постановочные, такой уж это жанр, то конечно, мы будем его рассматривать.
«Рыбак». Фото: Владимир Севриновский, финалист V фотоконкурса РГО «Самая красивая страна» в номинации «Многоликая Россия»
– Расскажите про новую номинацию «Живой архив». Почему её решили ввести? В чём её особенности? Как будут оценивать работы участников этой номинации?
– «Живой архив» – новая и сложная для нас номинация. Введена она была в стремлении обратиться к корням. Особенность её в том, что нужно найти то же место и тот же ракурс, как это было, скажем, на фото столетней давности, но при этом зрителю должно быть понятно, что «реплика» современная, сделана сейчас. Например, в кадре может ехать кто-нибудь на самокате и с наушниками.
Кавказ, река Черюкол, 1899 год. Фото из Научного архива РГО
– Как вы определяете, что на фото именно Россия? А если автор обманет?
– Надеюсь, что эксперты не ошибутся в определении России. У нас были случаи лукавства со стороны фотографов, когда присылались животные, не обитающие в России, но фотографы дикой природы, работающие в экспертной группе, такого не пропускают. Поймано было 100 из 100!
Фотоконкурс «Самая красивая страна» – проект Русского географического общества, посвящённый сохранению дикой природы России и воспитанию бережного отношения к окружающей среде. Впервые он состоялся в 2015 году. За пять лет на сайт проекта photo.rgo.ru загрузили более 440 тысяч снимков. В правилах конкурса нет ограничений по возрасту и месту жительства участников. Главное условие – на фотографиях должна быть запечатлена Россия. Выставки работ участников фотоконкурса регулярно проводятся в нашей стране и за рубежом.
14 октября стартовал приём работ на VI фотоконкурс «Самая красивая страна». Приём работ продлится до 16 февраля 2020 года.
Тэги: Самая красивая странафотоконкурсИнтервьюКонстантин Лейфер
Источник