Еще много тайн и загадок скрывают воды Финского залива. Фото: Руслан ШамуковЕще много тайн и загадок скрывают воды Финского залива. Фото: Руслан Шамуков

Второй этап экспедиции РГО «180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте» начинается сегодня, 1 июля, в эстонской части акватории Финского залива. Теперь экспедиция носит международный характер. Ныряльщикам предстоит найти и идентифицировать суда, погибшие в августе 1941 года в районе мыса Юминда.

Костяк команды составляют специалисты «Разведывательно-водолазной команды» под руководством Константина Богданова. Ранее они получили разрешение на поисковые работы в эстонских территориальных водах, а накануне прибыли в порт Верги, что примерно в 35 км по морю до места поисков.

Константин Богданов подчёркивает особый статус экспедиции: «Впервые мы выходим в море на основании соглашения с Департаментом охраны памятников истории и культуры (Muinsuskaitseamet) Республики Эстония, поэтому и внимание к результатам будет особенное. Наша небольшая международная команда включает в себя представителей России, Эстонии, Латвии, Финляндии».

В планах исследователей провести серию погружений на глубину до 100 метров с целью идентификации и видеофиксации кораблей Таллинского прорыва, погибших в ночь с 28 на 29 августа 1941 года в районе Юминданинской минно-артиллерийской позиции. Тогда буквально в течение нескольких часов погибло более 40 кораблей и судов, а с ними примерно 10 тыс. человек.

Глубина погружений в районе мыса Юминда достигает 100 метров. Фото: Ольга АкуловаГлубина погружений в районе мыса Юминда достигает 100 метров. Фото: Ольга Акулова

Наиболее крупными с точки зрения человеческих потерь стала гибель транспортных судов «Балхаш», «Эверита», «Найсаар» и штабного судна «Вирония». Тогда же погибли последние эсминцы Балтийского флота серии «Новик», включая головной корабль «Яков Свердлов».

В ходе экспедиции планируется обследовать как минимум шесть объектов, выделенных на основании проведённых в предыдущие годы участниками экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» гидролокационных исследований и изучения архивных материалов.

«Опыт погружений на корабли Таллинского прорыва в предыдущие годы показал, что ты никогда, даже на основании качественных сонограмм, не можешь точно прогнозировать, что окажется на дне, — отмечает Константин Богданов. — Мы столько раз ныряли на „подводные лодки“, а находили тральщики или других участников трагедии…»

Тем не менее, по словам руководителя экспедиции, члены его команды полны оптимизма. Все материалы исследований у мыса Юминда будут переданы также Департаменту охраны памятников истории и культуры Республики Эстония.

Экспедиция РГО, посвящённая 80-летию Таллинского прорыва, началась в мае с поисков юго-западнее острова Мощный в российской части акватории Финского залива. Результатом погружений стала идентификация четырёх погибших в августе 1941 года транспортных судов, перевозивших более 2,5 тыс. человек.

Эстонский мемориал в честь погибших у мыса Юминда в августе 1941 года. Фото: wikipedia.org/Modris Putns Эстонский мемориал в честь погибших у мыса Юминда в августе 1941 года. Фото: wikipedia.org/Modris Putns

Всего в ходе передислокации Балтийского флота из Таллина в Кронштадт с 27 по 29 августа 1941 года погибло более 60 военных и транспортных судов и свыше 15 тыс. советских граждан.

Планируется, что после идентификации найденных судов объекты будут представлены в открытом доступе на интерактивной геокарте, разрабатываемой компанией «Фертоинг» к 80-летию Таллинского прорыва, которое будет отмечаться в августе этого года.

Айвар Валеев

 

Самоотверженно и до последнего: как погибал "Калпакс"
(07.05.2021)

Бездна трагедии: спустя 80 лет в Финском заливе нашли четыре погибших судна и останки тысяч людей
(16.05.2021)

Константин Богданов: Найденные в Финском заливе суда должны получить статус воинских захоронений
(20.05.2021)

Тэги: экспедиции РГОФинский заливВеликая Отечественная война

Источник