Маркировка пива приведет к ухудшению ситуации в отрасли

К такому выводу пришли участники рынка пива в ходе пресс-конференции «Последствия введения обязательной маркировки пивоваренной продукции», которая прошла в медиацентре «России сегодня». Одним из спикеров мероприятия выступил член Президиума «ОПОРЫ РОССИИ», Председатель Комиссии по производству и обороту пивоваренной продукции, напитков брожения и общественному питанию Алексей Небольсин, который призвал Правительство отказаться от инициативы по введению обязательной маркировки пива.

Выступая в рамках пресс-конференции, представитель «ОПОРЫ РОССИИ» отметил, что маркировка в отрасли бессмысленна, поскольку пиво не подделывают и этот рынок с 2017 года полностью контролируется Единой государственной автоматизированной информационной системой (ЕГАИС). «В течение пяти лет ЕГАИС, внедрение которой обошлось пивоваренной отрасли в 13 млрд рублей, демонстрирует свою эффективность. Государство уже сейчас имеет возможность видеть движение пивоваренной продукции от производителя до конечного потребителя», — считает эксперт.

По его мнению, внедрение маркировки в пивоварении неоправданно, не подготовлено и противоречит реформе контрольно-надзорной деятельности. В сегменте, где доказано, что контрафакт отсутствует, поэкземлярный учет абсолютно не нужен, заверил Алексей Небольсин. «Мы призываем Правительство отказаться от инициативы по введению обязательной маркировки пива», — отметил эксперт.

Участвовавший в мероприятии председатель Совета Союза российских пивоваров Даниил Бриман подчеркнул, что маркировка пива приведет к беспрецедентным негативным последствиям для российского пивоварения. «Многие производители будут вынуждены остановить производства или резко сократить количество выпускаемой продукции», — отметил он.

По словам эксперта, пивоваренные заводы уже почти год работают на пределе своих возможностей, а так называемый параллельный импорт не решает эти и возникающие проблемы. У компаний заканчиваются запасы запасных частей, комплектующих и расходных материалов для основного технологического оборудования, которые производятся только за рубежом. Условия работы осложняет дефицит углекислоты, отсутствие хмеля и почти трехкратный рост цен на пивоваренных солод.

«Российское пивоварение сегодня — это терпящие бедствие корабль, которому собирают дать приказ выступать в боевой поход», — отметил директор ЗАО «Московская пивоваренная компания» Юрий Лобанов. Введение маркировки для «МПК» однозначно приведет к остановке части производственных линий и снижению скорости работы. «Предварительно, даже оптимистически, можно предположить снижение объемов от 30% до 50%, что приведет к соответствующему снижению налоговых платежей в бюджет», — уверен спикер.

Директор «МПК» оценивает инвестиционные затраты компании на маркировку в 200-300 млн рублей, если импортное маркировочное оборудование удастся купить и завезти через систему параллельного импорта. Но дальнейшее функционирование данного оборудования имеет значительные риски из-за поставок запчастей и расходных материалов, предупредил он.

Президент Союза участников пивной торговли Николай Желагин привел данные: в России насчитывается порядка 120 тыс. магазинов специализированной пивной розницы. Как он считает, это важный канал продаж для малых и средних региональных компаний, которые не могут получить доступ для своей продукции в крупных торговых сетях. «В случае введения маркировки специализированную пивную розницу ждут дополнительные расходы на обучение персонала, обновление программного обеспечения, приобретение и обслуживание оборудования для работы с маркировкой. Данные затраты существенного снизят доходы торговых точек», — уверен спикер.

Участники также отметили, что сегодня нет ни одного подтвержденного эффективного способа нанесения цифровых кодов на большую часть тарированного пива. Так, нет решения по нанесению кодов на алюминиевую банку, по прямому нанесению кодов на пивные кеги и кронен-пробку.

«Более-менее отработано нанесение кодов способом наклеивания стикеров кеги и крышки стеклобутылок. Но оборудование и расходные материалы для такого метода (рибоны, бумага, чернила) не производятся в России», —
сказал коммерческий директор ООО «Завод упаковочных изделий «ТОКК»» Михаил Осипов.

По его словам, компания вынуждена переходить на новые виды жести и лаков, используемых для изготовления пробок. Прежние укупорочные материалы, на которых проводился эксперимент по маркировке пива, уже недоступны. Поэтому нет гарантий, что стикер, наклеенный на крышку бутылки пива, доживет до кассы и сможет быть распознан. «В таких условиях даже обсуждать возможность введения маркировки как минимум крайне странно», — убежден спикер.

Отметим, это первое совместное публичное заявление участников рынка пива, посвященное маркировке. Ему предшествовало отрытое письмо Союза российских пивоваров Президенту РФ, опубликованное в июле этого года.

Фото: Международная медиагруппа «Россия сегодня»


Подробнее...