Рассмотрен ход реализации федерального проекта «Северный морской путь».

Основной доклад сделал заместитель гендиректора госкорпорации
«Росатом», директор Дирекции Северного морского пути (СМП) Вячеслав Рукша,
являющийся руководителем федерального проекта СМП в составе Комплексного плана
модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года (КПМИ). Он
сосредоточился в первую очередь на основных направлениях работы «Росатома» в
рамках проекта СМП.

В частности, Вячеслав Рукша сообщил, что работа по
продлению ресурса действующих атомных ледоколов ведётся в графике. Существующий
ледокольный флот «Росатома» будет способен работать до 2026–2027 годов.
Параллельно строятся новые универсальные атомные ледоколы (головной и два
серийных). Готовится запуск программы строительства ещё двух серийных
ледоколов: подтверждается срок поставки – декабрь 2024-го и декабрь 2026 года
соответственно. Ведётся совместная работа по подготовке программы строительства
ледоколов на сжиженном природном газе за счёт средств ПАО «Новатэк».

В рамках бюджетных корректировок на 2019 год
обеспечен необходимый уровень финансирования дноуглубительных работ по
терминалу «Утренний» в морском порту Сабетта в размере 3,84 млрд рублей.
Положительное заключение Главгосэкспертизы по проекту дноуглубления было
получено только в мае этого года, поэтому произошёл сдвиг в издании необходимых
нормативно-правовых актов о выделении бюджетных инвестиций. Сейчас уже выпущено
распоряжение Правительства Российской Федерации об определении единственного
исполнителя по этим работам, стартовала мобилизация специализированного флота (восемь
судов придут в Сабетту в течение двух недель). Однако лимиты финансирования для
заключения государственного контракта с подрядчиком пока не доведены: как
пояснил Вячеслав Рукша, доработанный проект постановления Правительства на этот
счёт повторно направлен на согласование в ответственные органы исполнительной
власти.

Максим Акимов в ответ сделал замечание исполнителям,
напомнив, что в Обской губе крайне короткий строительный сезон – около 10
недель, и срыв работ из-за бюрократической проволочки недопустим. Он потребовал
незамедлительно подготовить на подпись Председателю Правительства согласованный
проект постановления с тем, чтобы работы по дноуглублению начались не позднее 1
августа.

Заместитель Министра по развитию Дальнего Востока и
Арктики Александр Крутиков отдельно добавил, что строительство терминала
«Утренний» в Сабетте является принципиальным условием реализации проекта «Арктик
СПГ 2» компании «Новатэк», который в свою очередь обеспечит 50 млн т грузовой
базы СМП в 2024 году. Для строительства терминала необходимо дополнительно
изыскать почти 100 млрд рублей из средств федерального бюджета на 2020 год и
плановый период 2021 и 2022 годов. Соответствующее поручение Президента России
дано в феврале 2019 года, «Росатом» включил дополнительную потребность в
бюджетную заявку в рамках подготовки проекта федерального бюджета.

Представители Министерства транспорта доложили о
формировании неатомного обеспечивающего флота и флота для вывоза грузов по СМП.
Так, по данным Росморречфлота, на данный момент практически все
грузоотправители подтвердили планы по строительству или фрахту транспортного
флота. Руководитель ФГБУ «Морспасслужба» Андрей Хаустов доложил о программе
строительства аварийно-спасательных судов ледового класса, напомнив, что
согласно стандарту организации и нормативного оснащения аварийно-спасательных
формирований Росморречфлота судоходство в Арктическом бассейне должны будут
обеспечивать 73 судна различных типов и назначений, из которых 16 появятся в
рамках реализации КПМИ. Андрей Хаустов отметил, что «Морспасслужба» уже
разработала за счёт собственных средств проектно-конструкторскую документацию
на все пять типов таких судов и готова перейти к их строительству раньше, чем
было запланировано по КПМИ. Максим Акимов поддержал эту инициативу с учётом
существующей возможности перераспределения денег внутри КПМИ по годам
реализации.

Госкорпорация «Росатом» и Минтранс России совместно
обратились с просьбой о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на
навигационно-гидрографическое обеспечение морских путей на трассах СМП. Как
пояснил Вячеслав Рукша, главная задача – ежегодно проводить промеры в объёме 55
тыс. приведённых километров. В 2019 году за счёт субсидий будет выполнено около
20 тыс. км, дополнительно за счёт средств «Росатома» будут увеличены площадные
промеры пролива Санникова. В 2020 году, по оценке руководителя федерального
проекта СМП, необходимо ещё более 800 млн рублей к уже утверждённым 400 млн
рублей. Это позволит выполнить необходимые объёмы промеров для обеспечения
безопасности мореплавания при растущей интенсивности судоходства
крупнотоннажных судов с большой осадкой. Заместитель Министра транспорта –
глава Росморречфлота Юрий Цветков добавил, что прокладка высокоширотных
маршрутов – одно из важных условий развития транзитного потенциала СМП на
перспективу, когда на трассе появятся ледоколы серии «Лидер», способные
обеспечить в восточной Арктике круглогодичную навигацию при коммерческих
скоростях.

Проектный комитет обсудил перспективную железную
дорогу Обская – Бованенково – Сабетта (СШХ – 2) в дополнение к Северному
широтному ходу – 1 (планируемая ветка между Свердловской и Северной железными
дорогами). По мнению участников федерального проекта «Северный морской путь»,
СШХ-1 и СШХ-2 настолько тесно взаимоувязаны с точки зрения генерации грузов для
СМП, что целесообразна их реализация в комплексе. По данным правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа, координирующего эти проекты, организационно-правовая
и финансовая модели СШХ-2 сейчас находятся в глубокой проработке потенциальными
участниками проекта. Результат этой работы ожидается к концу года. Максим
Акимов поручил ускорить формирование согласованной позиции с тем, чтобы осенью сформировать
чёткое понимание, готовы ли частные инвесторы реализовать СШХ-2 в рамках КПМИ
до 2024 года.

На заседании проектного комитета были также
рассмотрены другие объекты федерального проекта СМП, а также проекты на
перспективу после 2024 года. Заместитель Председателя Правительства подчеркнул,
что при утверждении плана-графика СМП необходимо обратить внимание в том числе
на объекты, по которым погрузка начнётся за горизонтом 2024 года, но
строительные работы – уже сейчас.

«Нам нужна комплексная картина, где будут учтены
строительство флота разного функционала, развитие грузовой базы в разрезе
месторождений и инфраструктурных мероприятий с прогнозируемым уровнем погрузки
по разным видам транспорта – морем, железной дорогой; строительство портовой
инфраструктуры, дальних подходов, – сказал Максим Акимов. – Все проекты должны
быть так или иначе вписаны в общую картину, даже если грузы по ним пойдут после
2024 года. Наша миссия – не только в том, чтобы безусловно обеспечить
исполнение целей, поставленных указом Президента, но и оставить задел
качественного планирования следующему поколению управленцев».

Источник