В рамках XII Международного форума «АТОМЭКСПО-2022» состоялся круглый стол на тему «Электиродвижение как новая парадигма развития отрасли». Организатором выступила Топливная компания Росатома «ТВЭЛ», в структуре которой создана компания по производству систем накопления энергии – ООО «РЭНЕРА».

Участники обсудили перспективы рынка электромобилей в России, существующие вызовы, барьеры и необходимые стимулы для его развития, включая вопросы производства необходимых компонентов, развития электрозарядной инфраструктуры, внедрения инструментов цифрового инжиниринга и производства, государственного регулирования и поддержки.

В дискуссии приняли участие президент АО «ТВЭЛ» Наталья Никипелова, заместитель генерального директора — директор по сбыту АО «Концерн Росэнергоатом» Александр Хвалько, заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» Ирек Гумеров, генеральный директор Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева, генеральный директор ООО «АВТОТОР» Александр Сорокин, исполнительный директор АО «КАМА» Харальд Грюбель, генеральный директор ООО «Оператор Электродвижения» Алексей Тихонов, советник по вопросам энергетики Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Дмитрий Горевой, депутат Государственной думы Георгий Камнев и другие эксперты отрасли.

В ходе круглого стола президент АО «ТВЭЛ» Наталья Никипелова заявила о планах Росатома по широкому участию в производстве ключевых компонентов электротраспорта, в первую очередь для легковых электромобилей, а также об открытости к партнерству с ведущими игроками российского автопрома. Она отметила, что предприятия Росатома уже сейчас способны производить около 60% всех компонентов электромобиля, включая аккумуляторные батареи, локализованные электродвигатели, магниты из редкоземельных сплавов (включая РЗМ-сырье), микроэлементную базу, полимерные и композитные материалы. Поскольку около 40% стоимости электромобиля приходится на батарею, президент АО «ТВЭЛ» подчеркнула, что для снижения стоимости владения автомобилем необходима унификация существующих на рынке батарей и обеспечение конструкции для легкой замены аккумулятора.

Концепция Росатома предполгагает «вторую жизнь» для тяговых батарей: после экспулатации в электроранспорте они могут использоваться в стационарных системах накопления электроэнергии, в частности, в сети зарядных станций, для чего также требуется унификация технических решений. Это повысит рентабельность батареи на ее жизненном цикле и позволит поставлять ее по более низкой цене производителям транспорта. Кроме того, возможны различные схемы финансирования и владения, когда будет отдельно приобретаться электромобиль, а батарея может поставляться по схеме лизинга.

«Будущее автотранспорта – за электромобилями, поэтому для стимулирования развития российского автопрома целесообразно сфокусироваться на электротранспорте, а не на догоняющем развитии производства машин с двигателями внутреннего сгорания. Кроме того, в электромобиле – намного меньше компонентов, чем в традиционном бензиновом. Таким образом, если игроки рынка и все заинтересованные стороны объединят усилия, мы можем не только сохранить российский автопром, но и придать мощный стимул для его развития, а также обеспечить технологический суверенитет страны в стратегически важной отрасли. Для этого необходимо, чтобы производители всех необходимых компонентов четко договорились о распределении ответственности в реализации общей задачи и взяли на себя обязательства», — подчеркнула Наталья Никипелова.

Участники круглого стола также высказались за необходимость унификации и стандартизации технических решений в области зарядной инфраструктуры, призвали наращивать инвестиции в исследования в области электроприводной техники и материалов, развивать автокомпонентную базу, создавать привлекательные условия для формирования спроса.

На предприятиях Росатома уже сейчас производятся литий-ионные тяговые батареи для электротранспорта, к 2025 году в Калининградской области будет построен завод, производственной мощности которого будет достаточно для обеспечения батареями 50 тысяч электромобилей. При этом рассматривается вопрос о строительстве новых «гигафабрик».

Для справки:

На сегодняшний день определен вектор развития отрасли – ключевой рынок для систем накопления энергии – электротранспорт. Принятая Правительством РФ в 2021 году «Концепция по развитию производства и использования электрического транспорта» стала опорной точкой для кратного увеличения прогноза объема российского рынка систем накопления энергии: прогнозируемый Минпромторгоь объем производства электротранспорта в РФ составил 217 тысяч автомобилей в год к 2030 году.

ООО «РЭНЕРА» (входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ») — активно развивающийся отраслевой интегратор Росатома в области систем накопления электроэнергии. Компания производит литий-ионные системы хранения энергии для источников аварийного и бесперебойного питания, гибридных систем с участием возобновляемых источников генерации, тяговые батареи для электротранспорта, спецтехники и других направлений. ООО «РЭНЕРА» реализует проект по строительству в Калининградской области завода по производству литий-ионных ячеек и аккумуляторных батарей. Завод общей мощностью выпускаемых устройств около 4 ГВт.ч в год начнет работу в 2025 году. Наличие собственного R&D центра позволяет разрабатывать, наряду с типовыми системами, комплексные решения под индивидуальные требования заказчика. Команда сопровождает проект от НИОКР до производства, осуществляет сервисное обслуживание. www.renera.ru

Справки о Росатоме и его предприятиях

Справки о проектах Росатома и его предприятий

Сокращения, применяемые в атомной отрасли

Другие новости по теме:

Корпоративная Академия Росатома организовала молодежную программу XII Международного форума «АТОМЭКСПО-2022»

На форуме «АТОМЭКСПО-2022» состоялся круглый стол «Риски и возможности: отвечая на вызовы мировой экономики»

Молодежь стран БРИКС и стран-партнеров обсудила на форуме «АТОМЭКСПО-2022» создание новой платформы для сотрудничества

Источник