Андрей Смирнов, руководитель компании «Лаборатория вездеходов». Фото: пресс-служба РГО / Анна Юргенсон
Проехать через глубокий снег, грязь или песок, преодолеть болота и скалы, пересечь лёд и даже проплыть по воде. И всё это — в комфорте, достойном дорогого автомобиля. Мощный снегоболотоход-амфибия российского бренда BigBo — настоящая мечта фаната офф-роуда: эта машина действительно может всё, даже летать (правда, не самостоятельно, а в грузовом вертолёте). Именно этот “малыш”, одни колеса которого диаметром больше полутора метров, участвовал в экспедиции РГО на Чукотке, где вытаскивал упавшие самолёты на трассе Алсиба.
Представьте бескрайние бледно-зелёные просторы арктической тундры, непроходимые болота, перемешанные с зарослями брусники и редкими карликовыми березами. Озёра и невысокие горы с разрезами ущелий составляют весь бесхитростный пейзаж на многие мили вокруг. Вы — на Чукотке, в царстве вечной мерзлоты, на трассе Алсиба. До ближайшего города — сотни километров, преодолеть которые можно только по воздуху. Именно здесь в годы Великой Отечественной проходил воздушный коридор, по которому советские летчики перегоняли с Аляски американские истребители. Упавшие самолёты вот уже 80 лет покоятся, “законсервированные” сибирским холодом: на их поиски второй год выезжает экспедиция РГО.
Найти самолёты — только половина дела: обнаружить с воздуха разбитые остовы военных машин бывает непросто. Ещё сложнее — их оттуда вывезти, даже доставить людей к местам крушения зачастую — целая история. Здесь, как в кульминации античного театра, на сцену выходит Deus ex machina (“бог из машины”), который по традиции решает проблемы героев пьесы. Роль машины досталась вездеходу BigBo.
Вездеход рассчитан на отдых всей семьёй, даже с детьми. Фото: пресс-служба РГО / Анна Юргенсон
Его особенность — в съёмной лебёдке, которой комплектуется каждый экземпляр, мощной колесной системе сверхнизкого давления и грузоподъёмности в тонну. Кроме того, угол опрокидывания — больше 35 градусов. Двигатель и трансмиссия установлены очень низко, а в салоне — дополнительный скрытый каркас безопасности, поэтому перевернуть эту машину практически невозможно. С помощью вездехода, преодолевшего болотную трясину, были вывезены крупные детали нескольких бортов, часть которых впоследствии будет передана в местные музеи.
BigBo был разработан в костромской “Лаборатории вездеходов” специально для участия в экспедициях, там же его и собрали. Все агрегаты подбирались опытным путём и адаптировались под жёсткие условия бездорожья. Снаружи — это стальной кузов-трансформер, который за 15 минут превращается в лодку или пикап с открытым верхом. Внутри — просторный салон представительского класса, рассчитанный на целую семью.
Вид салона через открытую переднюю дверь. Фото: пресс-служба РГО
— BigBo создан для того, чтобы удивлять, — рассказывает руководитель компании “Лаборатория вездеходов” Андрей Смирнов. — Главное отличие от других подобных машин — в комфорте, который ты получаешь от путешествия. Мы продумали буквально каждый сантиметр пространства. Входная группа разработана специально для удобства доступа в салон в любом месте (даже для детей). Внутри могут разместиться девять человек, а через открывающийся верхний люк можно рыбачить или смотреть на звезды.
Среди самых привлекательных находок разработчиков — передняя дверь-слайдер на манер самолетной, открывающаяся с носа машины, панорамное остекление и даже люк в потолке, а также широкие задние сидения, которые трансформируются в полноценную кровать. Таким образом, можно смело отправляться в многодневный поход и отдыхать как в доме на колёсах. Салон обшит морским кожзамом, устойчивым к воздействию воды, подкачать шины можно прямо из салона.
Вид изнутри. Фото: пресс-служба РГО
Силовая установка — двигатель Hyundai мощностью 128 л.с., вездеход оснащён шестиступенчатой автоматической коробкой передач. Запатентованная механическая трансмиссия позволяет совершить разворот вокруг центра масс: колеса одного борта вращаются вперед, а другого — назад (аналогично принципу разворота, применяемого на спецтехнике с гидрообъёмной трансмиссией). Кузов выполнен из алюминия, стальная рама имеет защиту от коррозии.
Увидеть и даже потрогать машину своими руками можно на Фестивале РГО, он продлится по 28 августа. Кстати, любой желающий может провести тест-драйв в костромских лесах, в условиях сложной проходимости — проехать по болоту или пересечь пару речек. Для этого достаточно оставить заявку на сайте.
Юлия Гопиус
Тэги: АЛСИБЧукоткаэкспедиции РГО