На парусных яхтах по Арктике: суда пройдут от Архангельска до Омска

Фото предоставлено экспедицией яхт «Сибирь» и «Жемчужина»

В августе 2020 года из порта города воинской славы Архангельска в Салехард и далее через Ханты-Мансийск в Омск отправится парусная экспедиция. Яхты «Жемчужина» и «Сибирь» пройдут вдоль арктического побережья Архангельской области, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов с почётной миссией возложения венков в местах гибели кораблей в Белом, Баренцевом и Печорском морях в годы Великой Отечественной войны.

На парусных яхтах по Арктике: суда пройдут от Архангельска до Омска

Фото предоставлено экспедицией яхт «Жемчужина» и «Сибирь»

Выход экспедиции в море из Архангельска предполагается 1–2 августа. Это памятная дата — 2 августа 1941 года народный комиссар Военно-морского флота СССР Н.Г. Кузнецов подписал приказ о формировании Беломорской военной флотилии (БВФ) с главной базой в Архангельске. Общий переход яхт планируется по маршруту: Архангельск, Белое море, Нарьян-Мар, пролив Югорский Шар, Харасавэй, остров Белый, Сабетта, Ямбург, Салехард, Ханты-Мансийск, Тобольск, Тара, Омск.

Крейсерский швертбот «Жемчужина»

Спущен на воду 2013 году.

Тип судна — бермудский шлюп.

Максимальная длина — 12 метров.

Максимальная ширина — 3,7 метра.

Вес — около 4 тонн.

Осадка — от 0,6 до 2 метров.

Парусное вооружение — тендер.

Площадь основных парусов (грот, стаксель и кливер) — около 60 кв. метров.

Дополнительный парус (спинакер) — 98 кв. метров.

Стационарный двигатель — Sole Diesel-28.

Максимальное количество людей на борту — 12 человек.

Яхта «Сибирь»

Год постройки — 1997, реконструкция в 2000 г.

Тип судна — швертбот с балластным килем.

Максимальная длина — 12,5 метров.

Максимальная ширина — 3,3 метра.

Высота от ватерлинии — 14 м.

Парусное вооружение — бермудский кэч.

Площадь парусности — 70 кв. метров.

Полное водоизмещение — 8 тонн.

Осадка — ½,1 м (корпусом-швертом).

Стационарный двигатель — B-30 (Beta Marine Ltd.).

Экипаж — 8 человек.

Организуют экспедицию Российский центр освоения Арктики (г. Салехард) и ассоциация «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области». Начало сотрудничеству между двумя организациями положено на Ямальском нефтегазовом форуме в Новом Уренгое в 2019 году. Теперь они совместно будут проводить  научные, экологические и географические экспедиции, семинары, конференции, поддерживать арктические проекты по развитию внутреннего и въездного туризма. Партнёрами проекта также являются Русское географическое общество и Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Глеб Плетнев — директор по развитию ассоциации «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области»: «Главная задача, которую ставит экспедиция — привлечь внимание к событиям Великой Отечественной войны в Арктике. Уже с сентября 1941 года бассейн Западной Арктики был прикрыт нашим флотом. Фашисты посылали свои подводные лодки, чтобы разрушать инфраструктуру Севморпути и топить внутренние конвои. Наши суда препятствовали этому, насколько могли. И конечно, с нашей стороны были потери. В Белом, Баренцевом и Печорском морях на местах гибели советских кораблей мы спустим на воду венки в память погибших защитников Севера».

Одна из остановок экспедиции будет сделана на острове Белый в Карском море, где находится братская могила военнослужащих арктического конвоя БД-5, погибшего в 1944 году.  История конвоя БД-5 — самая трагическая страница внутренних арктических конвоев в истории Великой Отечественной войны в Арктике. Конвой, состоявший из 4 судов — транспортного корабля «Марина Раскова» и трёх тральщиков Т-114, Т-118 и Т-118, вышел 8 августа 1944 года из Молотовска (ныне Северодвинск) на Диксон. На борту «Марины Расковой» находились 417 человек: экипаж, очередная смена полярников, семьи работающих на Диксоне, в том числе женщины и дети. Был потоплен 12–13 августа 1944 года в 60 милях от острова Белый в Карском море немецкой подводной лодкой U-365. Спасший часть экипажей и пассажиров тральщик Т-116 вернулся на базу. Трагедия унесла 378 жизней советских военнослужащих и работников тыла из числа 752 участников конвоя. Погибли дети и большинство женщин. Судьба 51 человека неизвестна.

Вот имена кораблей, чью память в море почтит экспедиция:

Пограничный сторожевой корабль СКР-27 «Жемчуг», потопленный 11 августа 1941 года германской подводной лодкой U-451 при несении боевого дозора в горле Белого моря. Весь экипаж — 61 человек — погиб.

Пограничный сторожевой корабль СКР-11. Погиб в октябре 1941 года предположительно от подрыва на мине в районе Терско-Орловского маяка. Экипаж — 42 человека — погиб.

Тральщик Т-889. Торпедирован и потоплен в ноябре 1941 года германской подводной лодкой U-752 у островов Острые Лудки. Весь экипаж — 43 человека — погиб.

Тральщик Т-911. Совместно с тральщиком Т-901 эскортировал транспорт «Рошаль» от острова Колгуев в губу Белушья на Новой Земле. 30 июля 1943 года торпеда фашистской подлодки U-703 попала в кормовую часть тральщика. Из 42 человек его экипажа погибли 28. 

Тральщик Т-904. Погиб 25 июля 1943 года от подрыва на мине в Печорской губе.  Экипаж — 43 человека — погиб.

Сторожевой катер СКА-510.  Потоплен 28 сентября 1943 года. В проливе Югорский Шар сел на мель и затонул.

3 сентября — в день 75-летия окончания Второй мировой войны — предполагается приход экспедиции в Салехард ко Дню воинской славы, а также участие экипажей в праздничных мероприятиях ЯНАО.

В рамках похода в местах остановок видеооператором и командой яхты будет вестись дневник экспедиции с описанием переходов от города к городу от Харасавэя до Салехарда, съёмка роликов и документального фильма для дальнейшего размещения на сайте Русского географического общества, сайтах регионов, в социальных сетях и СМИ. Все эти важнейшие пункты в ЯНАО экспедиция объединит единой «Вахтой памяти».

Глеб Плетнев — директор по развитию ассоциации «Кластер судостроения и производства  морской техники Архангельской области»:  «Данный  маршрут в перспективе рассматривается нами и как туристический, как популяризация арктического мореплавания на парусных судах для создания  межрегионального экспедиционного маршрута вдоль побережья Ледовитого океана по объектам историко-культурного наследия российских северных районов, Ямала и Западной Сибири. И мы, строя поморское деревянное судно, хотели бы в дальнейшем использовать это направление для продвижения маломерных парусных судов».

Представление промышленного потенциала и развитие социальных связей северных регионов, продвижение созданной инфраструктуры, активизация взаимодействия власти и бизнеса в экологических проектах, всё это — тоже задачи экспедиции. В 2021–2023 гг. Россия будет председательствовать в Арктическом совете. На форуме «Арктика — территория диалога» в Санкт-Петербурге в 2021 году будет показан фильм, снятый экспедицией.

 

Тэги: арктикаяхта СибирьЯхта ЖемчужинаВеликая Отечественная война

Источник