Мариинский театр покажет в Тихвине «Сказку о царе Салтане»

17.03.2022

Валерий Гергиев привезет спектакль Мариинского театра «Сказка о царе Салтане» в Тихвин – родной город Николая Андреевича Римского-Корсакова. Постановку оперы покажут 26 и 27 марта на сцене местного дворца культуры, который носит имя композитора. Исполнение музыки на родине ее автора дирижер считает художественными обязательствами театра, ведь Мариинский не зря называют «домом русской оперы».

Фестиваль музыки Римского-Корсакова в Тихвине задуман как ежегодный. В прошлом марте, в день рождения композитора, коллектив из Петербурга показывал здесь «Ночь перед Рождеством». В этот раз выбор пал на «Сказку о царе Салтане» – самую исполняемую из опер композитора на мариинской сцене и одну из наиболее красочных постановок репертуара. Нужно было учесть и технические возможности сцены в Тихвине, которая по размерам и оснащению уступает мариинской.

Такие гастроли Валерий Гергиев рассматривает еще и как возможность обратить внимание публики на ярких солистов труппы. В Тихвине будет выступать два состава исполнителей. Так, в партии Царевны Лебеди можно услышать именитую Альбину Шагимуратову и Антонину Весенину, совсем недавно получившую статус солистки Мариинского. В другой центральной женской партии – царевны Милитрисы – выступают Ирина Чурилова и Мария Баянкина. Тенора Михаил Векуа и Александр Трофимов выйдут на сцену в роли царевича Гвидона, а Вадим Кравец и Андрей Серов будут петь партию царя Салтана.

Впервые «Сказка о царе Салтане» в Мариинском была поставлена в 1915 году, через 15 лет после премьеры сочинения в частной Мамонтовской опере в Москве. Гвидона пел в ней знаменитый тенор Иван Ершов. К 100-летию со дня смерти Пушкина, в 1937 году, театр осуществил новую постановку – в декорациях Ивана Билибина, вернувшегося из эмиграции в Советский Союз. Сегодняшняя «Сказка о царе Салтане» – парафраз того спектакля: художник Владимир Фирер создавал сценографию и костюмы нового «Салтана» с оглядкой на эскизы и на книжную графику Билибина.

Римский-Корсаков не без гордости называл свою партитуру «руководством к фокусам». Для юных зрителей это ожившая на сцене волшебная сказка, для более искушенных – образец условного театра, творческий комментарий одного художника, композитора-«фокусника», к тексту другого – поэта-«сказочника».

На YouTube-канале Мариинского театра доступен документальный фильм о фестивале в Тихвине 2021 года.

Источник