Каковы они, пути первопроходцев? Дневник, часть II

Фото: Филиппо Валоти-Алебарди

Экспедиция "Путями первопроходцев" водными руслами и по лесным дорогам дошла до Ухты. Наш медиаволонтёр Филиппо Валоти-Алебарди уже месяц сопровождает эту экстрим-команду. Он передал вторую часть путевых заметок, в которых делится своими впечатлениями от маршрута. 

24 августа.

Несмотря на проливной дождь, участники экспедиции прошли по реке Сухона и добрались до Старой Тотьмы. Здесь, вблизи деревни Неклюдиха, располагаются места археологических раскопок старого городища. Участники экспедиции при помощи квадрокоптера исследовали место впадения реки Старая Тотьма в Сухону и береговую террасу. Здесь же участники экспедиции встретили последнего жителя деревни Неклюдиха. Николаю 62, у него есть квартира в Тотьме, но ему не хочется покидать родные места. Он всё ещё помнит времена, когда здесь было несколько деревень и вокруг кипела жизнь: был совхоз и лесопункт, в котором Николай проработал полжизни, а по Сухоне сплавляли лес. «Я здесь родился, последний житель остался. Умру и кончится всё», — говорит он печально и уходит в сторону леса.

Каковы они, пути первопроходцев? Дневник, часть II

Фото: Филиппо Валоти-Алебарди

25 августа.

Экспедиция продолжила свой путь на север. Сухона — большая и довольно обжитая река. Периодически мы проплываем мимо деревень, рыбаков и самодельных тентов из полиэтилена, построенных на берегу. Местные жители удивляются при виде участников экспедиции. «Зачем вы трактор по реке везёте?» — вопрошал старый рыбак. «Это не трактор, а квадроцикл», — пытались объяснить мы.

Несмотря на всю свою величавость и большие бетонные причалы по берегам, Сухона — довольно сложная для судоходства река. Её фарватер давно не чистился, а в августе она сильно обмелела. Как итог, приходится идти с большой осторожностью и периодически выправлять винты с помощью подручных средств.

Каковы они, пути первопроходцев? Дневник, часть II

Фото: Филиппо Валоти-Алебарди

26 августа.

Шум, грохот, резкий толчок. «Всё в порядке?» — кричу я в сторону кормы. Молчание, шуршание. «У нас нет двигателя», — отвечают мне.

Участники экспедиции идут по створам — специальным навигационным знакам, стоящим вдоль реки для определения фарватера. Но даже это не помогает, и на казалось бы спокойных участках реки можно наткнуться на мель или крупный подводный камень. Так, в районе Опокских порогов, что в 60 километрах от Великого Устюга, у одной из лодок сорвало мотор. Команде пришлось высадиться на берег и начать срочные поиски двигателя, упавшего в реку. Сапоги-забродники, мошка и комары, необходимость стоять по грудь в воде... Под вечер мотор всё же был найден, и Дмитрий Кутало, технический директор экспедиции, привёл его в рабочее состояние.

Каковы они, пути первопроходцев? Дневник, часть II

Фото: Филиппо Валоти-Алебарди

27 августа.

Участники экспедиции продолжили путь с особой осторожностью, периодически замеряя глубину веслом даже там, где стоят створы. За день преодолели оставшиеся 60 километров до Великого Устюга и разбили в лагерь на берегу Сухоны.

28 августа.

Путешественники встретились с краеведами из Великоустюгского музея-заповедника. Сотрудники музея рассказали о том, насколько важен был их город для освоения Сибири, Дальнего Востока и Америки, а также поделились сведениями о древних волоках. В свою очередь, руководитель экспедиции Василий Киреев провёл лекцию, в которой рассказал об экспедиции и волоковых путях.

Каковы они, пути первопроходцев? Дневник, часть II

Фото: Филиппо Валоти-Алебарди

29 августа.

Участники экспедиции пересекли границу Вологодской и Архангельской областей и утром добрались до Котласа. Северная Двина встретила обмелевшим и неточно обозначенным фарватером. Надувные лодки, гружённые квадроциклами и тяжелым снаряжением, пришлось тащить к городскому пляжу волоком по песчаному дну реки. В Котласе состоялась встреча с сотрудниками краеведческого музея и Александром Шутихиным, мастером по шитью традиционных лодок из бересты.

К вечеру экспедиция продолжилась уже по новой реке — Вычегде. Она оказалась куда легче для прохождения, чем Унжа, Сухона и Северная Двина: большая, с чётко обозначенным фарватером и песчаным дном. Благодаря этому участники экспедиции успели добраться до Сольвычегодска до темноты.

Каковы они, пути первопроходцев? Дневник, часть II

Фото: Филиппо Валоти-Алебарди

30 августа.

В этот день участники экспедиции ознакомились с Сольвычегодском и обменялись сведениями с сотрудниками местных краеведческих музеев. Сольвычегодск некогда сыграл важную роль в покорении Сибири. Здесь ковалось богатство Строгановых, людей, снарядивших легендарную экспедицию Ермака. Сегодня о тех временах напоминают лишь старые церкви и уникальные собрания местного краеведческого музея. Современный Сольвычегодск живёт прошлым. Он не насчитывает и двух тысяч жителей, отрезан от основных транспортных путей и не имеет крупных предприятий, зато полон музеев и старинных усадеб. Горожане живут размеренной, степенной жизнью, спокойствие которой нарушается лишь в те часы, когда отправляется паром через Вычегду. Именно этот паром соединяет город с основными транспортными путями.

К вечеру экспедиция продолжила свой путь по Вычегде и добралась до понтонного моста, обслуживающего Коряжменский целлюлозно-бумажный завод, крупнейший в России. Несмотря на очевидные сложности, сотрудники, обслуживающие понтонную переправу, остановили движение транспорта и открыли путь для участников экспедиции.

Каковы они, пути первопроходцев? Дневник, часть II

Фото: Филиппо Валоти-Алебарди

31 августа.

Экспедиция продолжается по Вычегде. Вдали огромные грозовые тучи, по берегам высокие сосны и березы. Двигаемся, лавируя между красными и белыми бакенами, следуем за створами. Периодически мимо проносятся лодки местных рыбаков на большой скорости и маленькие кораблики речного флота, следящие за навигационными знаками. Вычегда — обустроенная река с очень интересным фарватером, заставляющим  петлять то слева направо, то справа налево. За день участникам экспедиции удалось пройти 170 километров по реке.

Каковы они, пути первопроходцев? Дневник, часть II

Фото: Филиппо Валоти-Алебарди

1 сентября.

Раньше до Яренска можно было добраться на корабля «Заря», и это был самый быстрый и удобный путь, связывающий это большое село с Котласом. Сегодня на месте пристани Яренска небольшой затон, куда могут доплыть лишь небольшие плоскодонки местных жителей. Участники экспедиции с трудом пробились к бывшей пристани по маленькой протоке и встретились с сотрудниками краеведческого музея Яренска. На встрече они обменялись сведениями о Сибиряковых, династии, сыгравшей важную роль в освоении Сибири и Дальнего Востока, и Степане Глотове, знаменитом исследователе далёких Алеутских островов родом из Яренска.

2 сентября.

Солнце прорывается сквозь тучи, а участники экспедиции добрались до Республики Коми. Здесь река Вычегда начинает уже больше походить на Сухону или Северную Двину: фарватер хуже обозначен, то тут, то там лодки попадают на перекаты. Сквозь размеренное урчание моторов раздаются всполохи рации: «Мель! Уходите левее». Под конец дня участники экспедиции установили лагерь у местечка Арабач, что в 30 километрах от села Усть-Вымь.

3 cентября.

Участники экспедиции добрались до Усть-Выми. Сегодня это небольшое село не насчитывает и тысячи человек, но на картах Семёна Ремезова это место обозначено как Старая Пермь. Здесь же расположен Михаило-Архангельский монастырь, основанный Стефаном Пермским, святым, известным своей миссионерской деятельностью. В Усть-Выми участники экспедиции ознакомились с коллекцией местного краеведческого музея и посетили монастырь, а после преодолели первые несколько километров по реке Вымь.

Каковы они, пути первопроходцев? Дневник, часть II

Фото: Филиппо Валоти-Алебарди

4 сентября.

Река Вымь оказалась несудоходной и фактически непроходимой. Местные жители сообщили, что по ней уже давно не ходят и никто не знает фарватера до Емвы, ближайшего крупного населённого пункта. Участники экспедиции приняли решение вернуться обратно в Усть-Вымь и продолжить путь к Вымскому волоку по суше.

5 сентября.

Путешественники подготовили технику к переправе по суше и погрузили снаряжение в грузовые автомобили. За день удалось совершить крупный перегон от села Усть-Вымь до лесного массива в районе Тиманского месторождения. Здесь, примерно в 10 километрах от начала Вымского волока, участники экспедиции установили лагерь, а вечером отправились в сторону деревни Шомвуково. Эта деревня находилась вблизи лагерной «зоны». Сейчас она уже давно нежилая, и от неё осталось немногое — дома барачного типа, остатки санчасти, куски колючей проволоки на бетонных столбах и разбросанные предметы быта: ботинки, телевизор и даже детские санки.

Каковы они, пути первопроходцев? Дневник, часть II

Фото: Филиппо Валоти-Алебарди

6 сентября.

Девять километров за целый день. Лесные просеки оказались заболоченными и каждый километр давался с трудом. «Лебедааа!» — кричал водитель квадроцикла, и все мигом устремлялись к застрявшей технике, тащившей на себе тяжёлые прицепы со снаряжением. В минуты редкого затишья участники экспедиции отдыхали на лесных полянках, устеленных мхами, прятались от огромного количества мошки, питались свежей черникой и костяникой и переводили дух, чтобы продолжить маршрут.

Труды оказались ненапрасными, и под конец дня удалось достичь деревни на реке Ухта с говорящим названием Переволок. Когда-то её жители обслуживали легендарный Вымский волок, здесь находилась пристань, к которой причаливали суда. Сегодня от деревни осталось лишь небольшое кладбище, но буквально в нескольких метрах от неё уже можно найти следы волокового пути — особые зарубки на старых деревьях.

Каковы они, пути первопроходцев? Дневник, часть II

Фото: Филиппо Валоти-Алебарди

7 сентября.

Участники экспедиции прошли по Вымскому волоку и впервые в истории сумели записать его трек. За день поисков по болотам и лесам удалось найти зарубки и следы движения, а также отлично сохранившуюся тележную дорогу. Эта дорога заросла и частично покрылась вековыми деревьями, но местами читается так хорошо, будто последний раз телега проехалась по ней всего несколько лет назад.

Каковы они, пути первопроходцев? Дневник, часть II

Фото: Филиппо Валоти-Алебарди

8 сентября.

В этот день участники экспедиции должны были совершить большой перегон по реке Ухте в сторону посёлка Водный, но удалось пройти лишь несколько километров. Сначала лопнул баллон на одном из плотов-катамаранов, а после его проклейки и спуска на воду лодок и квадроциклов участники экспедиции столкнулись с новой проблемой — рекой. Ухта оказалась обмелевшей и порожистой, на пару километров вдвое больше перекатов. Участникам постоянно приходилось выходить из лодок и волочить их по каменистому берегу.

Каковы они, пути первопроходцев? Дневник, часть II

Фото: Филиппо Валоти-Алебарди

9 сентября.

Ухта — невероятно красивая река. Здесь чистая и прозрачная вода, каменистое дно и огромные деревья, слегка тронутые осенью. Но стоит на секунду засмотреться, как можно сесть на мель, напороться на торчащий из воды камень или бревно. Лоцман стоит на носу и возвышается над катамараном, руками он показывает то влево, то вправо, так участники экспедиции лавируют между обмелевшими берегами. По Ухте мы почти всегда идём с поднятым мотором, до последнего ждём момента, чтобы поднять его полностью и идти на вёслах, поскольку лодки тяжёлые настолько, что сдвинуть их или скорректировать траекторию — тяжёлая задача. За день удалось пройти расстояние в 60 километров и оказаться в непосредственной близости к посёлку Водный.

Каковы они, пути первопроходцев? Дневник, часть II

Фото: Филиппо Валоти-Алебарди

10 сентября.

Участники экспедиции добрались до Водного, небольшого посёлка в 20 километрах от Ухты, где ещё в XVIII веке стали добывать нефть. Здесь путешественники нашли удобный и пологий берег, чтобы перебазироваться на сушу: спустить квадроциклы с плотов-катамаранов, разобрать и упаковать лодки, и отправить тяжёлое снаряжение в Ухту.

Каковы они, пути первопроходцев? Дневник, часть II

Фото: Филиппо Валоти-Алебарди

11 сентября.

Участники экспедиции начинают подготовку к тяжёлому походу на север. В краеведческом музее Ухты руководитель экспедиции Василий Киреев провёл лекцию о волоковых путях и обменялся сведениями с Александром Фоменко, исследователем волоков и последним жителем, родившимся в той самой деревне Переволок. В музее также состоялась встреча с руководителем Ухтинского отделения РГО и сотрудниками историко-краеведческого музея Ухты. Благодаря сотруднику и путешественнику Дмитрию Мартемьянову участники экспедиции узнали об особенностях нашего дальнейшего маршрута, об опасностях стоячей волны на реке Печора и о тяжёлых условиях, что могут ожидать в районе Усинска.

Филиппо Валоти-Алебарди

Читать первую часть дневника

Тэги: экспедиции РГОПутями первопроходцевРусский Север

Источник